вторник, 8 октября 2013 г.

Толерантность. Как научиться решать проблемы путем переговоров.

Игра «Сладкая проблема»  

Цели: В этой игре участники могут научиться решать небольшие проблемы путем переговоров. Самое важное в ней то, что участники могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. В тоже время эта игра — хороший повод поговорить о справедливости. 
Материалы: Каждому участнику надо иметь по одному печенью; каждой паре участников — по одной салфетке. 
Время проведения: 20 мин
Инструкция: Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера (дети выбирают «чужих» взрослых) и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте...


А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера...

Подождите, пока участники примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.
А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.
И в этом случае могут быть разные варианты. Участники, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту "стратегию справедливости". Большинство участников, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть участники, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.
А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым...
Анализ упражнения (10 мин):
Отдали ли вы печенье своему партнеру? Как вы себя при этом чувствовали?
Хотели ли вы, чтобы печенье осталось у Вас? Что вы делали для этого?
Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?
В этой игре с Вами справедливо обошлись?
Сколько времени понадобилось Вам и Вашему партнеру, чтобы придти к совместному решению?

 

Игра «Небеса и ад»


Цели: В ходе этой игры  можно обсудить разные способы разрешения и смягчения конфликтных ситуаций, которые помогают  не доводить ситуацию до насилия.
Материалы: Бумага и карандаш для каждого участника.
Время проведения: 30 мин
Инструкция: Я хочу рассказать вам историю: «Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: "О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?"
Мудрец на мгновение задумался и ответил: "Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен".
Услышав такое, молодой воин рассвирепел. "Да за такие слова я готов тебя просто убить!", — заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: Вот это и есть ад".
Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. "А вот это и есть небеса", — заметил старик».
Время от времени каждый из нас в разговоре с кем - то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую открытую борьбу. Вы можете вспомнить случай, когда Ваш спор с кем-нибудь едва ли не закончился настоящей битвой? Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был сам начать ссору, а может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя! А может быть, вы оба были готовы драться, но что-то позволило вам избежать рукоприкладства... Напишите, что произошло тогда и как вы себя при этом чувствовали. Расскажите, как вам удалось избежать ссоры. Дайте этой истории какое-нибудь название. (5 минут.)
После этого участники зачитывают свои записи (5 мин).
Анализ упражнения (15 мин):
Что  можно сделать, чтобы спор не превратился в драку?
Что вы делаете, когда кто-нибудь хочет у Вас что-то отобрать?
Что вы делаете, когда кто-нибудь оскорбляет Вас словами?
Что вы делаете, когда видите, что двое других людей вот- вот подерутся?
Бывают ли случаи, когда вы вынуждены применять силу?
Как вы чувствовали себя при этом?
Почему пожилой мудрец сказал, что насилие — это ад?

Упражнение «Билль о правах».
Время проведения: 30 мин
Рекомендация: разделить членов группы на «родителей» и «детей», определив в группу «родителей» подростков, а в группу «детей» родителей. Необходимо «родителям» и «детям», что они должны писать свои права, исходя из своих ролей. Например, подростки-«родители» находятся в возрасте своих реальных родителей, и пишут права, исходя из своих «родительских» интересов.
           Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 10  минут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. На обсуждение каждого пункта дается не более 2 минут. Ведущий регулирует дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права на листе ватмана.

Примечание: Если дискуссия затягивается (а обычно она проходит вполне «горячо»), ведущий проясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом вето. В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы отстаивания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратиться к чувствам участников группы.


Игра «Рисунок в два этапа»

Цели: В этой игре взаимодействие участников друг с другом разнообразно. На первом этапе они могут использовать свою интуицию и все одновременно рисовать с закрытыми глазами. На втором этапе они могут дорисовать рисунок с открытыми глазами.
Материалы: Каждой паре участников нужен большой лист бумаги (лучше всего ватман) и фломастер. У каждой пары должен быть фломастер своего цвета.
Время проведения: 25 мин
Инструкция: Разбейтесь на пары (дети и родители являются представителями одной семьи) и сядьте на пол. Положите лист ватмана между собой и возьмите по одному фломастеру. Поставьте фломастером точку в центре листа и, не отрывая руку, закройте глаза. Теперь я даю вам 2 минуты, чтобы вы пропутешествовали своим фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что вы побывали во всех уголках ватмана... (2 минуты.)
А теперь откройте глаза и попробуйте сделать картину из того, что нарисовано на бумаге. Если хотите, вы можете при этом разговаривать друг с другом. (10 минут) У вас осталось еще одна-две минуты, чтобы завершить рисунок и решить, как вы его назовете. Пусть затем каждая пара покажет свой рисунок всем остальным.
Анализ упражнения (10 мин):
Понравилось ли Вам рисовать с закрытыми глазами?
Каким образом Вы находили общий язык со своим партнером, когда у вас были закрыты глаза? Говорили ли вы с ним?
Как вы сотрудничали со своим партнером?
Насколько вы довольны вашим рисунком?

Окончание занятия:  «Ул

Комментариев нет:

Отправить комментарий