четверг, 10 октября 2013 г.

Занятие 5 «Заголовки, только заголовки!»



Цель: содействовать повышению внимания учащихся к значимости слов и отдельных предложений текста; формированию навыков предварительной работы с текстом (обработка заголовков и эпиграфов); научить высказывать гипотезы и вести диалог с текстом.

Рефлексия предыдущего занятия из цикла «Интеллект»:
1. Что может служить хорошим упражнением для мозга?
2. Как вы понимаете фразы:
-         «Жить – значит иметь проблемы, решать проблемы – значит расти интеллектуально»;
-         «Если мозг не засевать зерном, он зарастает чертополохом».

Приветствие: «Заголовки, только заголовки!»

Участники придумывают заголовки, характеризующие их самих, а также их жизнь

   10 минут—
Подготовка Вам понадобится достаточно места, чтобы участники смогли работать в малых группах. Кроме того, потребуется большой лист ватмана.
1. Предложите участникам разбиться на четверки.
2. Каждый игрок представляется членам своей команды, но не просто так, а особым образом, например, придумав название романа, который бы описывал его биографию. Впрочем, это могут быть названия и других литературных и художественных произведений, в частности:
фильма; 
стихотворения;
журнальной статьи;
мюзикла;
телепередачи.
3. Чтобы участникам стало понятно, что от них требуется, начните игру с себя. Например, Вы можете сказать: «Я задумал книгу, описывающую мою жизнь. Она называется «Кочевник». Я постоянно нахожусь в движении, ищу что-то новое и иногда ощущаю себя пастухом, кочующим от пастбища к пастбищу».
4. Пусть участники выполнят задание в своих командах и объяснят, почему придуман тот или иной заголовок.
5. Все члены группы собираются вместе для обсуждения заголовков и проводят «мозговой штурм»: предлагают разные названия для того курса, участником которого они в данный момент являются. Отметьте все идеи на листе ватмана. Потом каждый участник говорит, какой из заголовков кажется ему удачнее остальных.



ОБУЧАЮЩАЯ ЧАСТЬ

        Мы продолжаем наши занятия и переходим к работе с текстами. Для всех последующих занятий эпиграфом будет служить китайская пословица:
Я слышу, я забываю.
Я вижу, я запоминаю.
Я делаю, я понимаю.
Как вы думаете, почему выбран именно этот эпиграф?
Аналогия. Как вы научились плавать? Сначала, прежде чем вы сделали что-либо еще, вам было нужно зайти в воду. Вы могли сразу прыгнуть в воду или же заходили туда постепенно — сначала попробовали воду кончиками пальцев, затем намочили ступни, щиколотку, другую ногу, икры, колени, бедра, живот, грудь, плечи, шею и, наконец, голову.
         Оказавшись в воде, что вы делали дальше? Вы попробовали плыть. Но как? Чтобы начать, вам нужно узнать порядок действий, точку отправления, технику. Вы могли начать, понаблюдав за тем, кто уже умеет плавать, и попытавшись скопировать этого человека. Вы могли броситься на воду и начать грести. Вскоре вы догадались, что вам еще нужно двигать ногами. Вы поняли, когда нужно дышать, открыв для себя, когда дышать нельзя. Вы «плыли» вперед, проталкивая сквозь воду свое тело. Рано или поздно, продолжая беспорядочно барахтаться и поднимать брызги, вы вдруг обрели умение. Движения ваших рук и ног стали согласованными. Дыхание обрело ритмичность. Вы начали рассекать воду плавными последовательными движениями.
        Чтобы плавать лучше, вы практиковались. Вы наблюдали за другими людьми и подмечали, что они делают, для того чтобы плавать дольше и быстрее. Вы обращались за советом и подсказками к тем, кто имел больше опыта. Вы экспериментировали, пробовали новые движения и продолжали практиковаться. Проявив терпение, приложив некоторые усилия и не бросая этого занятия, вы научились плавать.

       Основной подход к обучению новым навыкам и умениям — пытаетесь ли вы понять, как приготовить суп, как танцевать брейк, как перевернуть электронную таблицу, как выступать перед большой аудиторией, как играть на саксофоне, как написать роман, как плавать — везде один и тот же метод - метод проб и ошибок.
Вопросы для беседы:
Что вы заметили, когда работали с первым текстом на первом занятии?
Обнаружили ли вы, что поначалу вам на занятиях было трудно, но постепенно становилось все легче?
Стали ли вы свидетелем того, как обретаете умение?
Обратили ли вы внимание на то, что некоторые ваши эмоции — возможно, разочарование, неуверенность в успехе или скука — вмешиваются в процесс обучения? Почувствовали ли вы, как проходит обучение?
          Обучение — это процесс создания новых привычек. Каждый раз, когда вы приобретаете новый навык, вы вырабатываете определенную схему соединения ваших нервных клеток. В процессе обучения мы буквально программируем наш мозг. Сложные навыки — такие как пение, письмо, танцы — строятся на последовательном наслоении привычек. После того как вы овладели одним уровнем, ваше внимание высвобождается для того, чтобы переключиться на более высокий уровень. Точно также формируется привычка грамотно работать с текстами.

Работа с книгами:
Какую информацию мы узнаем о книге, только взяв ее в руки? (имя автора и заголовок)
Вам предложены книги из школьной библиотеки, давайте запишем на доске их заголовки. В чем функция заголовка? (Заголовок, рождает вопрос, ожидание, является «пусковым моментом» понимания).
Давайте попробуем определить типы заголовков.
Это будут заголовки:
-         краткое выражение главной мысли («Любовь к жизни» Д. Лондона);
-         заголовок-вопрос, для направления мысли читателя в нужное русло («Почему Луна не падает на Солнце?» Я.И. Перельман);
-         загадочные заголовки - столкновение с неожиданным и непонятным и читатель сам ставит вопросы и ищет на них ответы («Всадник без головы» Майн Рид);
-         эмоциональные заголовки («Послушайте!» «Хорошо!» В. Маяковский);
-         заголовок обозначает главное действующее лицо («Евгений Онегин» А.С. Пушкин);
-         заголовок обозначает место действия или время событий («Прошлым летом В Чулимске» А. Вампилова);
-         «спокойные» заголовки, называющие часто второстепенные детали, но очень значимые («Теплый хлеб»).
        Открываем книгу и читаем .... да, правильно, эпиграф. Какую роль играет эпиграф?
(Эпиграф прямо или иносказательно представляет читателю главную мысль произведения. Он может передавать не только содержание текста, но и эмоциональный настрой произведения.)
        Для нашего занятия эпиграфом будет служить китайская пословица:
Я слышу, я забываю.
Я вижу, я запоминаю.
Я делаю, я понимаю.
Как вы думаете, почему выбран именно этот эпиграф?
С чем мы встречаемся дальше? Много - много слов, из них состоит текст книги. Надо ли внимательно относиться к каждому слову?
Когда нет внимания к слову и к отдельным выражениям, чтение идет по поверхности. Ведь недостаточно знать значение слова, слова требуют вдумчивого к себе отношения так, как они многозначны, нередко употребляются в переносном смысле. Напрашивается вывод: понимание смысла происходит только в контексте, и изучать можно слово только в тексте. При анализе текста нельзя работать так, как при анализе одного предложения. Главное для понимания - проследить ход мысли  в процессе перехода от одного предложения к другому.
 Именно не умение понять эти скрытые значения и ведут к  неточному, искаженному восприятию текста. Читатель понимает смысл текста лишь в том случае, если у него есть некоторый запас знаний. Автор, создавая текст, всегда на это рассчитывает. Поэтому в текстах есть пробелы, которые мы сами должны заполнить. Понимание слов, словосочетаний, взаимосвязей между ними и заполнение пробелов приводит к пониманию смысла текста.
Упражнение: Найдите в тексте непонятные слова и выражения.
«Один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Вергилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла, и в них перед столом за зерцалом и двумя толстыми книгами сидел один, как солнце, председатель (Н.В. Гоголь)».
          Непонимание слов и отдельных выражений в тексте - явление опасное. Но особую тревогу вызывает не то, что кто-то не знает значения какого-то слова, а то, что нет потребности его узнать. Многие из нас подвержены такой «нелюбознательности», часто срабатывает ложный стыд, мы боимся показаться глупыми и не спрашиваем то, что нам не понятно. Трудно перестроиться и думать о знаниях, а не о том как выглядишь.
         Человек, садящийся за книгу, должен помнить и выполнять три заповеди:
·     Найди незнакомые слова и выясни их значение.
·     Найди непонятные словосочетания и выясни их значение.
·     Найди непонятные мысли и выясни их значение.

            Одним из основных свойств текста является его делимость. И автор, и читатель делят текст на части, параграфы, пункты, абзацы и фразы. И из этого вытекает еще одна особенность текста: его элементы могут следовать один за другим в вариативной последовательности.
  При восприятии текста на человека воздействует не столько само содержание частей, сколько их монтажная взаимосвязь. Этот эффект получил название «эффекта Кулешова», и впервые был обнаружен в кино.(В опыте чередовались кадры с изображением человеческого лица с другими кадрами. Там были: тарелка супа, гроб, девушка. Зритель в зависимости от соседнего кадра видел на одном и том же лице выражение то голода, то горя, то страсти. При этом зритель не осознавал, что видит одно и то же выражение лица.) Но данный эффект не только кинематографический. В литературе он начал применяться задолго до кино.
Упражнение: Попробуйте проанализировать последовательность восприятия смысловых единиц текста на примере отрывка из произведения А.С. Пушкина:
1.                              Богат и славен Кочубей
Чем он славен? Что за богатства есть у Кочубея?
2.                              Его луга необозримы;
               Там табуны его коней
                            Пасутся вольны, не хранимы.
Стала ли картина богатства Кочубея более предметной?
3.                Кругом Полтавы хутора
  Окружены его садами
Опишите образ хутора. Как выглядят дома жителей? Какие сады вокруг домов?
                                                     4.            Но Кочубей богат и горд
      Не долгогривыми конями..
Так чем же богат и горд этот человек? Что же еще более ценное есть у него?
                                                     5.            Прекрасной дочерью своей
     Гордиться старый Кочубей

  Г.Г. Граник приводит любимую Л.Н. Толстым мысль: главное и в понимании и в создании текста содержится не в самих мыслях, а в их сцеплениях: «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собирания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью, а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя...»
«Текст создается на стыке двух предложений», - говорил психолог Н.И. Жинкин, а  «читается трояким способом, писал драматург 18 века Я.Б. Княжин,- первое, читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано».
Человек обладает удивительной способностью - предвидения, упреждения. Еще не зная содержания предложения, читатель уже предугадывает его общий смысл, и структуру, и даже пунктуационные знаки. Чем полнее извлекается информация из уже прочитанного текста, тем полнее прогноз. Читатель ожидает появления одних форм и не ожидает появления других. При этом по ходу поступления информации он может выдвигать собственные гипотезы о дальнейшем содержании потому, что поступившая часть текста ограничивает возможности варьирования остального текста. Какую же роль играет прогноз при чтении? Уже при чтении заголовка опытный читатель прогнозирует содержание текста. Дальнейшее чтение идет под руководством уже сложившейся гипотезы.
Упражнение: Проведите диалог с текстом стихотворения Новеллы Матвеевой:
Какой-то странный тихий звук
Раздался в тишине
(ваша гипотеза)
Одной струной запела вдруг
Гитара на стене
(ваша гипотеза)
Стоит глубокий час ночной,
И я включаю свет
(ваша гипотеза)
Струна дрожит сама собой,
А музыканта нет
(ваша гипотеза)
И только муха на стене
 Блуждает наугад
(ваша гипотеза)
У мухи есть на лапках клей
(ваша гипотеза)
Ну как ей не сыграть,
Когда иначе лапку ей
От струн не отодрать
 (стихотворение «Муха-музыкант»)

   Чем сильнее гипотеза, тем больше вероятность ее возникновения в данной ситуации, тем меньше объем соответствующей информации, необходимой для ее подтверждения; тем больший объем несоответствующей или противоречащей информации необходим для ее опровержения.
  Справка для психолога
Существует пять факторов, определяющих силу гипотезы:
1.Частота подтверждения в прошлом опыте человека - чем чаще она возникала и подтверждалась в прошлом, тем больше ее сила сейчас.
2.Монополия - чем меньше число альтернативных гипотез, возникающих в данный момент у человека, тем сильнее каждая из них.
3.Познавательные факторы - всякая гипотеза опирается в свою очередь на более широкую систему убеждений человека, чем больше число опорных гипотез и чем они сильнее связаны, тем сильнее данная гипотеза.
4.Мотивационные факторы - чем существеннее подтверждение гипотезы для осуществления целенаправленной деятельности, тем больше ее сила, тем легче она возникает и тем труднее ее опровергнуть.
5.Социальные факторы - согласие или несогласие с ней других наблюдателей, к которым человек может обратиться (мнение одноклассников).
 Мысленно сверяя свои ожидания с текстом, человек «пропускает через себя» читаемое, и даже если ожидание не оправдалось, оно все равно способствует пониманию.
Но ожидание подтверждения своей гипотезы может  сыграть и коварную шутку с читателем. Своеобразным фактором внимания является установка, т.е. неосознаваемая готовность воспринимать предметы и явления действительности (или действовать с ними) определенным образом. Личностные установки - это своего рода субъективные фильтры, пропускающие в сознание одни факты и задерживающие другие.
Установка при чтении - ожидание какой-то конкретной информации. Читатель, как правило, не осознает, что у него есть установка. Она обнаруживается тогда, когда его ожидания не подтверждаются.
            Итак, установка есть всегда, но иногда она мешает пониманию. Надо заставить ее работать на себя! Это происходит при определенных условиях:
1. Читатель должен иметь определенный запас знаний.
2. Нужно уметь «извлечь» знания, необходимые для прогноза. Если гипотез будет несколько, то установка станет более гибкой.
3. При поступлении последующей информации эти варианты будут проверяться, подвергаться критике, в результате будет отобран наиболее вероятный вариант
Психолог Н.А. Рыбников выяснил, что осмысленное запоминание в 22 раза эффективнее механического.
Приемы, помогающие запоминанию:
*                   смысловая группировка,
*                   смысловые опорные пункты,
*                   соотнесение нового со старым, хорошо известным,
*                   классификация,
*                   план запоминания,
*                   схематизация,
*                   перекодирование - вербализация,
*                   представление в образной форме,
*                   повторение - циркуляция информации.
  А.А. Потебня говорил: « Посредством слова нельзя передать другому своей мысли, а можно только побудить его собственную».
 Схема мыслительного процесса состоит в следующем:
1. Осознание проблемной ситуации.
2. Превращение проблемы в задачу (выделения данного и неизвестного).
3. Ограничение зоны поиска.
4. Появление гипотезы.
5. Реализация гипотезы.
6. Проверка гипотезы.
  Итак, основные шаги по лестнице, ведущей к пониманию - это возникновение установки на понимание, появление вопроса, его словесная формулировка, выдвижение гипотез, их перебор и оценка, проверка избранной гипотезы и возникающий в связи с этим итог понимания - формулировка суждения, которое является ответом на возникший вначале вопрос.


Комментариев нет:

Отправить комментарий