понедельник, 7 октября 2013 г.

Толерантность. Разработка занятия «Конфликты»



Цели: Определение способов разрешения конфликтных ситуаций. Конфликтные ситуации: конфликт неустойчивого родительского отношения; конфликт сверхзаботы, конфликт неуважения прав ребенка, конфликт отцовского авторитета. Знакомство с методом  разрешения конфликтных ситуаций Т. Гордона. Управление конфликтом.
 



Разминка:

Игра «Телеграмма»

Участники составляют телеграфное сообщение, используя свои инициалы.

   15 минут—
Подготовка:
Помещение должно быть достаточно большим, чтобы участники, объединившись в группы, могли оказаться на некотором расстоянии друг от друга. Каждой группе понадобится бумага и ручка.
1. Попросите игроков разбиться на подгруппы по шесть человек и выбрать «секретаря», который будет записывать нужную информацию.
2. Члены каждой подгруппы представляются друг другу по именам и фамилиям, и выбранный «секретарь» записывает начальные буквы всех имен и фамилий.
3. Каждая буква — это начало слова. Из всех слов нужно составить телеграфное сообщение. Члены подгруппы придумывают текст и решают, кто должен быть его адресатом.
4. Допустим, инициалы членов подгруппы выглядят так: Л. Б., У. Н., В. О., П. Н., 3. Н., И. П. Тогда телеграмма может быть следующей: «Любимый босс, у нас все о'кей. Постарайтесь ничего здесь не испортить, пожалуйста». На всю работу отводится  10 минут.
5. Теперь все подгруппы собираются вместе. Члены каждой команды называют свои имена и читают получившуюся телеграмму.



Информационная часть занятия.
Продолжительность 45 минут.
Мы обозначили тему занятия, а теперь я хочу спросить участников: «Какие ассоциации возникают у вас при слове «конфликт»; «С каким животным, погодой, цветом ассоциируется конфликт?»
Далее психолог просит членов группы встать и с закрытыми глазами подержать перед собой то, что в их представлении является «конфликтом», (образом конфликта), прислушаться к своим чувствам и сделать с этим образом то, что хочется. Затем необходимо обсудить те чувства, которые испытывали люди в этой ситуации, что им хотелось сделать с этим образом.
Психолог задает участникам вопросы: «Что происходит, когда вы попадаете в конфликтную ситуацию?», «Как вы пытаетесь облегчить свои переживания?», «Какие привычные способы используют они и их близкие?».

Конфликт – это трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.
Конфликт изучается в психологии в трех формах:
1) внутриличностного конфликта, представляющего собой столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п.;
2) форме межличностного конфликта, который определяется как ситуация, когда действующие лица либо группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно, в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон;
3) межгруппового конфликта, когда конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.
Классификация внутриличностных конфликтов (по К. Левину), включает в себя три основных типа:
а) конфликт "приближение-приближение". Этим понятием обозначается состояние, когда индивиду приходится находиться между двумя в равной степени привлекательными, но требующими противоположных действий альтернативами;
б) конфликт "приближение-удаление". В данном случае конфликтная ситуация выражается в том, что одна и та же цель оказывается для индивида обладающей в равной степени привлекательностью и непривлекательностью (иногда такой конфликт называют амбивалентным);
в) конфликт "удаление-удаление". Здесь индивид вынужден выбирать между двумя в равной степени непривлекательными альтернативами.
Особый случай внутриличностного конфликта представляет так называемый «конфликт ролей», т.е. ситуация, когда от одного и того же человека ожидается реализация противоречащих и несовместимых друг с другом форм поведения.
Конфликт выполняет две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную).
Конструктивные конфликты, связанные с разногласиями и борьбой по принципиальным проблемам жизни трудового коллектива, могут способствовать предотвращению застоя, служить источником развития, движения коллектива к новым целям.
Положительные последствия конструктивного конфликта для отдельного человека заключаются в том, что с помощью его снимается внутренняя напряженность, находится выход состоянием фрустрации.
Конструктивный конфликт может выполнять функцию объединения, сплочения группы перед решением новых проблем. При этом проявления конструктивных функций конфликта разнообразны. Так, внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствования (например, в виде чувства неудовлетворенности собой). В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появления новых целей, норм, ценностей и т.п.). Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль или роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Отличительная черта деструктивного конфликта - это тенденции к эскалации и блокированию работы группы. Итак, деструктивные конфликты являются результатом ошибочного, неправильного понимания окружающей нас  реальности, резкого расхождения взглядов, интересов, стремления людей, а иногда постановки эгоистических целей.
Деструктивные конфликты ослабляют  единство группы и ухудшают морально-психологический климат в коллективе. Борьба непосредственных сторон в таких конфликтах иногда проходит длительно и ожесточенно, а методы нередко противоречат нормам нравственности,  конфликт перерастает в склоку.
Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечет за собой, в свою очередь, серию различных негативных последствий, а в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность, а в итоге снижать эффективность функционирования группы в целом.
Следует отметить, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий
Сам  конфликт рассматривается не как однородный процесс столкновения двух противоположностей, а как многоступенчатый процесс, имеющий ряд промежуточных стадий. К ним относятся:
·       предконфликтная стадия; стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуации;
·       интеллектуальный этап развития конфликта;
·       критический этап развития конфликта;
·       спад напряженности в противодействии;
·       сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения;
·       разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.
Возникновение объективной конфликтной ситуации возможно в случае, когда объективная конфликтная ситуация не осознается сторонами, что представляет стадию потенциального конфликта, Затем следует восприятие, осознание объективной ситуации ее участниками, что составляет подлинный конфликт.
Стадия объективной конфликтной ситуации предполагает обычно понимание ситуации в качестве конфликтной и является результатом осмысления реально сложившегося объективного противоречия интересов, стремлений с идеальными. В свою очередь, варианты этих отношений между идеальными картинами и реальностью представляются как:
·        адекватно понятный конфликт, когда объективная конфликтная ситуация существует, и стороны правильно понимают существо реального конфликта, т.е. правильно оценивают ситуацию в целом;
·        неадекватно понятный конфликт, когда объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности;
·        обьективная конфликтная ситуация существует, но она не осознается сторонами;
·         обьективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные.
Существенное влияние на динамику протекания конфликтов оказывает эмоциональное состояние участвующих сторон.
Стадия перехода в конфликтное поведение определяется как действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений и т.д.
Эмоции стимулируют конфликтное поведение, но,  в свою очередь, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта.
Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную конфликтную структуру, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Конфликтные действия выполняют, в известном смысле, познавательную функцию. Стороны вступают в конфликт с некоторыми гипотетическими картинами своих интересов, возможностей, намерений, ценностей другой стороны и определенными предположительными оценками среды. В ходе конфликтных действий стороны сталкиваются с самой действительностью, которая корректирует их первоначальные картины, что приводит к более адекватному восприятию данной ситуации.
Стадия разрешения конфликта осуществляется, во-первых, за счет преобразования самой конфликтной ситуации и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Возможно двоякое разрешение конфликта: Частичное, когда исключается только конфликтное поведение, но не исключается внутреннее сдерживаемое  побуждение к конфликту у сторон; и полное, когда конфликт устраняется и на уровне фактического поведения, и на внутреннем уровне.
Далее психолог знакомит группу с шестью шагами беспроигрышного метода решения конфликтов по Томасу Гордону. Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых родители должны знать и применять, чтобы избежать излишних трудностей, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов. Существуют конфликты, которые исчерпываются при первом же предложенном решении.
Шаг 1. Распознавание и определение конфликта
Цели: Вовлечь партнера в процесс решения проблемы
Действия: четко и немногословно сообщить партнеру, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество партнера необходимо

Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений
Цели: Собрать как можно больше вариантов решения
Действия: узнать решения партнера (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив

Шаг 3. Оценка альтернативных решений
Цели: Активизировать партнера на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту
Действия: предложить партнеру высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные. Сообщить свои чувства и интересы, сказать о наиболее оптимальном варианте и что не устраивает (или устраивает)  в выборе партнера.

Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения
Цели: Принять окончательное решение
Действия: узнать, что думает партнер о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге

Шаг 5. Выработка способов выполнения решения

Цели: Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения

Действия: вынести на обсуждение вопросы типа: «Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т. и.

Шаг 6. Контроль и оценка его результатов

Цели: Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения.

Действия: интересоваться у партнера, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется

Примечание:
Информационная часть этого занятия перемежается с обсуждением тех конфликтов, с которыми обычно приходится сталкиваться родителям и детям, общаясь друг с другом. Если к этому моменту в группе накоплено уже достаточно информации о конфликтных ситуациях в ходе всех предыдущих занятий, то ведущий может подвести итоги и ввести три категории поведения в конфликте: «выиграть — проиграть», «проиграть— выиграть» и «выиграть — выиграть».

Примеры из практики:

В конфликте по типу «Выиграть — Проиграть» выигрывающей стороной является родитель. Например, мама смотрит телесериал, хотя дочь очень хотела переключить на другой канал, или в ссоре по поводу посещения дискотеки отец настоял на своем, и сын-подросток остался дома. У каждого такого выигрыша есть своя цена, и иногда трудно говорить о чьей-то победе, когда расстроенная мать не спит ночью, переживая, что не в силах была вечером отпустить взрослого сына в интернет-клуб, и теперь он на нее очень обижен.
Если после бурной сцены мать все же покупает дочери дорогую вещь, которая семье явно не по карману, она чувствует себя проигравшей стороной. Или, не сделав вовремя домашнее задание, сын фактически вынуждает своих родителей (несмотря на их неудовольствие) выполнять уроки за себя. В обоих случаях речь идет о конфликте по типу «Проиграть — Выиграть».
В конфликте «Выиграть — Выиграть» удовлетворяются интересы и ребенка, и родителя. В отличие от предыдущих ситуаций, при этом типе конфликта родителю необходимо найти такое решение, которое устроит обе стороны. Лучше, если этот поиск носит совместный характер. Даже маленький ребенок может привлекаться к рассмотрению различных вариантов выхода из конфликтной ситуации.  Личность ребенка имеет такое же значение, как и личность родителя. Именно поэтому в деле воспитания так трудно давать советы: то, что подходит одному, совсем неприемлемо для другого.
Задача участников группы — найти примеры своих конфликтов на каждую категорию. Как правило, труднее всего удается найти примеры для категории «выиграть — выиграть».
Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию, для нее характерно эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом.

           Несмотря на простоту схемы Гордона (три типа конфликтов), реальная ситуация не всегда проста в отнесении ее к какому-либо типу. Например, как определить, кто является выигрывающей стороной в конфликте, который протекает по типу компромисса. Поэтому ведущий может предложить для обсуждения в группе не три, а пять категорий конфликтного поведения:
1) подавление другого;
2) подчинение другому (например, мать полностью подчиняется желаниям и интересам ребенка);
3) уход от конфликта (обе стороны не стремятся к разрешению конфликта, а делают вид, что его не существует);
4) компромисс (исход конфликта в какой-то мере устраивает обе стороны, но ни родитель, ни ребенок не чувствуют полного удовлетворения);
5) сотрудничество (обе стороны удовлетворены исходом конфликтной ситуации).
Совместно с группой психолог выходит на тему о четырех основных сферах переработки конфликтов: тело, воображение, деятельность и контакты. Участники группы часто приходят к выводу о том, что привычные способы переработки конфликтов далеко не всегда являются лучшими.
Замечание. Конфликт — это всегда взаимодействие, в нем присутствуют две стороны, и действия одной влекут действия (или противодействия) другой. Родители, проявляя активность своей позиции, как бы предлагают ребенку занять другую (противоположную), тем самым обучают его вести себя в конфликте определенным образом. Чем чаще родители проявляют сотрудничество (то есть, предъявляя свои интересы, выясняют и интересы ребенка, учитывают его позицию), тем больше вероятность, что ребенок будет вести себя подобным образом в других ситуациях, причем не только со своими родителями, но и с другими людьми.
Если родители занимают подчиненную позицию, то есть все время идут на поводу у ребенка, потакая ему во всем, то, скорее всего, того же он будет ожидать и от других людей. Необоснованные претензии создают хорошую почву для развития конфликтной личности. Наоборот, подавляя волю и желания ребенка, трудно научить его отстаивать свои позиции, хотя иногда в такой ситуации дети начинают копировать поведение своих более старших членов семьи (не только родителей, но и братьев, сестер). Тогда мы имеем дело с людьми, готовыми конкурировать всегда и во всем.

Интерактивная часть занятия.

Игра «Пчелы и змеи»

Цели: Результат игры зависит от слаженности действий внутри группы. В то же время пчелы и змеи соревнуются друг с другом, что делают игру еще более увлекательной.
Материалы: Губка и карандаш.
Время проведения: 10 мин
Инструкция: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого вам нужно разбиться на две  группы «детей» и «родителей».  Каждая группа должна выбрать своего короля.
А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу — вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжжжжж... Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшшшшш... Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.

Анализ упражнения (6 мин):
  Твоя группа хорошо помогала королю?
  Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?
  Как пчелы взаимодействовали друг с другом?
  Как змеи взаимодействовали друг с другом?
  Как Вы чувствовали себя в роли короля? Что для Вас было самым трудным в этой роли? Вы остались довольны своими подданными?

  Как вы считаете, губку и карандаш искать было одинаково легко?

Комментариев нет:

Отправить комментарий