пятница, 4 октября 2013 г.

Занятие 1. «Умею ли я читать?».

  Знакомство:
«Давайте ближе познакомимся друг с другом и сделаем это так: каждый по очереди будет называть свое имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений, и одно желаемое хобби, то, которое Вы хотели бы иметь, но пока это по той или иной причине не осуществилось. Тот, кто будет представляться вторым, прежде чем рассказывать о себе, повторит то, что скажет первый, а начиная с третьего, все будем повторять то, что расскажут о себе два предыдущих человека. Итак, имя, хобби реальное и хобби желаемое…»
Рекомендация. Необходимо выдержать паузу 1...2 минуты, давая возможность подумать; если кто-то выражает желание начать, необходимо обратиться к группе с вопросом: «Нужно еще кому-нибудь время, чтобы подумать?», и только убедившись, что все готовы, предлагается желающему начать.В результате такого знакомства каждый предстанет перед группой в свете своих интересов, часто неожиданных, нестандартных. Необходимо подвести учащихся к тому, чтобы они сделали вывод, что они все разные. В мире каждое явление, событие и прежде всего человека надо научиться видеть с разных сторон.
ОБУЧАЮЩАЯ ЧАСТЬ



Попробуйте ответить на следующий вопрос: «Умеете ли вы читать?»
Как вы воспринимаете задание учителя прочитать текст учебника и что это для вас значит?
Давайте проведем небольшой эксперимент 1. Зачитывается фраза из рассказа, но не уточняется  произведение («Каштанка») и автор (А.П. Чехов): «Молодая рыжая собака - помесь такса с дворняжкой, очень похожая на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам».
           Напишите, о чем это предложение.
2. Следующее задание: надо извлечь из  предложения всю информацию и изложить ее в виде рассказа. Дается предложение: «Высаженный в сад, цветок расцвел бы гораздо быстрее, чем на подоконнике».
3. Решите задачу: «Фунт муки стоит 12 копеек, сколько стоят две пятикопеечные булки».
4. Еще одна задача: «Иван спал в каюте океанского теплохода. В полдень вода стояла в 6 метрах ниже иллюминатора и поднималась со скоростью 50 сантиметров в час. Если эта скорость удваивается каждый час, когда уровень воды достигнет иллюминатора?»
5. Необходимо с помощью вопросов и ответов на них провести извлечение  информации в полном объеме из следующего предложения: «Всегда выдержанный и спокойный, психолог на этот раз обнаружил подлинный свой темперамент».
Возможный вариант выполнения задания:
Каков был подлинный характер психолога? (скорей всего это достаточно эмоциональный, импульсивный человек)
Какое качество он выработал в себе? ( Умение держаться спокойно, с выдержкой)
Из каких слов мы это видим? (Всегда, на этот раз)
В каком значении употреблено слово всегда? (Обычно, раньше)
Почему свои врожденные черты он старается не проявлять, воспитывая в себе другие качества? (Он работает с людьми, а для такой работы необходима выдержка и терпение)
Почему же на этот раз он обнаружил свой темперамент? (важность события)
Предложите ученикам написать маленький рассказ, в котором должно быть все, что есть в исходном предложении, и не привнесено ничего, чего в нем нет.

6. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что Вы считаете важным при работе с учебным текстом, на что Вы обращаете особое внимание при подготовке ответа по этому тексту?»
Для справки приведем таблицу результатов опроса, выполненного в разные годы. Сравните данные, которые  получите от детей на  занятии с приведенной информацией.
Содержание ответа учеников
данные Симаковой,1987          
данные Овчинниковой, 2010
Необходимость чтения  текста
90%
99%
Обдумывание  вопросов к тексту

13...20%

10%
Отбор нужного при ответе
материала в тексте

8...18%

32,4%
Выписывание цитат
6...20%
8%
Определение последователь-
ности мыслей при ответе

0%

0%
Составление плана ответа
5...11%
3,5%
Словесное оформление ответа
7%
2%

Разъяснения психолога.
В умственной работе с текстом постоянно взаимодействуют, поддерживая и обогащая друг друга, две силы: понимание и запоминание. Когда человек целенаправленно прилагает усилия к пониманию текста, то часто происходит непроизвольное запоминание. Эти процессы идут практически одновременно, но полное запоминание возможно только небольших текстов. При работе со сложным материалом эти процессы разъединяются. Сознание практически полностью направлено на понимание и только с ним может справиться.
   Запоминание воспринимается Вами как одна из первоочередных задач; но Вы редко ощущаете важность логического рассуждения, направленного на то, чтобы переосмыслить свой опыт, чтобы придать ему новую форму и иной порядок. Воспитание у себя вдумчивости - есть величайшая проблема. Понимание опирается на три основных процесса усвоения понятий: получение (познание фактов), преобразование (оперирование с ними) и оценка (проверка выводов).
 Понимание опирается на  знания, которые человек хранит в долговременной памяти. Для этого он должен в нужный момент воспроизвести именно те знания, которые нужны. Оперативная же память сохраняет информацию по ходу чтения, а также возникающие вопросы, предположительные ответы на них и гипотезы о дальнейшем содержании текста. Все это храниться в оперативной памяти до тех пор, пока читатель не подойдет к той части текста, которая позволяет осуществить самоконтроль. Но часто может происходить преждевременный «сброс» информации, что приводит к сбоям в понимании текста. Если что-то не удерживается в оперативной памяти, происходит возврат к прочитанному тексту с целью найти эту информацию.
  Текст обладает некоторыми свойствами, которые воздействуют на Вас как читателя во время чтения. Это особенности его смысла и структуры. Все, что составляет текст, - слова, словосочетания, семантико-синтаксические блоки, предложения и смысловые связи между ними - выражает его смысл. Текст приходит к нам не сразу, а по частям: слово за словом. Поэтому и информация, заключенная в тексте, поступает не сразу, а по ходу чтения.
 Работа над текстом может быть: воспроизводящей, творческой или воспроизводяще-творческой.
Воспроизводящая работа - это передача содержания прочитанного, ответ на несложные вопросы, уточняющие отдельные факты, события, описанные в тексте.          
Воспроизводяще - творческой работа становится тогда, когда читатель наряду с воспроизведением обнаруживают новые стороны, качества изображенных явлений, устанавливают связи между ними, объясняют причины происходящих событий.
Творческой является такая работа, когда читатели самостоятельно сравнивают, сопоставляют события, явления и дают им собственную оценку, делают выводы и обобщения.


Домашнее задание: Определить к какому типу относится ваша работа с учебными текстами по различным предметам, записать полученные результаты в тетрадь самоанализа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий