Особенность любого текста заключается в том, что текст включает в себя четыре стороны:
§
предметную
действительность;
§
понимание
этой действительности автором, находящее свое выражение в мере правильности
отражения ее в тексте, то, что принято называть конкретно-фактическим
содержанием текста;
§
логическую
структуру текста, представляющую собой средство выражения авторского понимания действительности,
отношения к ней;
§
речевые
средства, приемы выражения мысли.
Уметь читать текст – это значит уметь действовать по отношению к
каждому из его параметров. Для глубокого понимания текста необходимо перейти от
речевой структуры текста к структуре мысли автора. Любой текст состоит из
элементов, функцией которых есть отображение элементов знания. Если в тексте
выделить элементы, установить их функции, установить связи между ними, мы
получим структуру мысли, отталкиваясь от которой можно получить содержание
знания и перейти к предмету.
Понять текст – значит обследовать его с
помощью своеобразных эталонов и построить его модель. Каждый текст построен по
принципу: о чем-то сообщается (субъект), что-то сообщается (предикат). Текст –
это цепочка субъектов и предикатов.
Подавляющее большинство текстов могут быть
сведены к трем видам (и их сочетаниям): объяснительные, описательные и
повествовательные. Каждому из этих видов присуща своя специфическая структура,
и знание этой структуры, а также ее выявление в конкретном тексте заметно
улучшат понимание материала и его запоминание.
Именно анализ логической структуры лежит в
основе самостоятельной работы с учебными текстами. Но умение анализировать
логическую структуру текста при самостоятельной работе с ним не складывается
само собой.
Читатель должен научиться видеть логику
повествования, чтобы не заблудиться в лабиринте мыслей. Установить мысленный
контакт с автором, уяснить его способ мышления – важнейшая предпосылка для
повышения эффективности чтения. Надо выделять фактографическую часть и детально
разбираться в логике доказательств и умозаключений.
Сейчас мы с вами определим
продуктивность чтения.
Методика
определения продуктивности чтения
Инструкция:
1
этап. Сейчас вы получите лист с незнакомым
текстом, перевернете его только по моей команде. Вы его будите читать про себя,
время чтения засекается с точностью до секунд. Старт чтения будет дан всем
одновременно, по мере окончания чтения
вы молча поднимаете руку и вам говорится время, которое вы записываете в своем
дневнике самоанализа. Необходимо сохранять тишину до момента окончания чтения
последним участником нашей группы. Время - до 5 минут
По окончании чтения текст забирается.
2
этап. Вы получаете листы с вопросами к тексту.
Отвечаете на них письменно. Время для ответа - 15 мин.
3
этап. Обработка данных производится
психологом после завершения занятия
Комментарий для психолога:
Эта методика дает обобщенное числовое выражение качества
чтения. Можно определить продуктивность чтения двумя способами.
Способ 1.
Исходные данные:
·
время чтения;
·
коэффициент усвоения содержания текста;
·
объем текста;
·
скорость чтения.
Время чтения нужно
фиксировать с точностью до секунды. Коэффициент усвоения содержания текста определяется после чтения по ответам на вопросы .
Способ 2.
Можно оценить текст и
с помощью ниже приведенной анкеты:
·
Цель чтения текста
·
Автор - 5 баллов;
·
Название – 5 баллов;
·
Выходные данные – 5 баллов;
·
Тема, главная мысль – 10 баллов;
·
Аргументы, раскрывающие главную мысль – 45 … 50 баллов
·
Факты, обосновывающие аргументы – 25 … 30 баллов;
·
Особенности формы текста ( стиль, язык, фон, другие
характеристики)
·
Степень новизны для читателя, возможность практического
применения информации, доступность, убедительность, значимость текста.
·
Письменно ответьте на вопросы к тексту.
Если ответ
неверный – 0 баллов, если верный, но неполный – 0,1 ….0,9 балла; верный ответ –
1 балл.
К = О1 + ... + Оn
К - коэффициент усвоения текста;
О1... – оценка ответа на соответствующий
вопрос
Скорость чтения (V) определяется количеством слов,
прочитанных за 1 мин по формуле:
V = Q / t
Q – объем текста;
t – время чтения, секунды переводятся в доли минут.
Обычная скорость для взрослого читателя
– 300 слов в минуту, предел сплошного (без пропусков) чтения – 700…800 слов в
минуту.
Продуктивность чтения (Р) вычисляется по формуле:
P=
V * К
V
– скорость
чтения;
K- коэффициент усвоения содержания
чтения. Зависит от объема усвоенного содержания текста (понимание и
запоминание). Определяется как отношение усвоенного материала к общему содержанию,
принимаемому за 100%, или за единицу.
В образовательных системах показателем
хорошего усвоения считается коэффициент 0,7 или 70%.
В зависимости от цели чтения,
нормированную продуктивность чтения можно определить по одной из формул:
Рк = Р *qк
Рv = Р *qv
Рк – продуктивность
чтения по усвоению;
Рv
– продуктивность
чтения по скорости;
qк
– коэффициент
нормирования по усвоению;
qv–
коэффициент
нормирования по скорости
qv
= V/ 300, где
300 норма скорости чтения («быстрая»);
qк
= К / 0,7 где
норма усвоения («хорошая»)
Вариант текста для определения
продуктивности чтения раздается каждому члену группы:
Лед
из космоса
На очередном заседании Американского геофизического союза
Луис Фрэнк из Айовского университета выдвинул необычную гипотезу, встреченную одними коллегами полным
неприятием, другими — с большим интересом.
На основании снимков, сделанных со спутников в ультрафиолетовом диапазоне, Фрэнк
утверждает, что на нашу планету ежедневно
обрушиваются из космоса тысячи огромных глыб льда — небольших комет.
В 1982 году студент-дипломник Фрэнка в университете Джон Сигварс анализировал
снимки, переданные на Землю двумя спутниками, снабженными ультрафиолетовыми телекамерами. Верхние слои Земли на стороне, обращенной к Солнцу, испускают ультрафиолетовое свечение, вызываемое обстрелом солнечными частицами. К разочарованию студента, многие снимки были испорчены небольшими черными пятнышками на фоне
общего свечения. Сначала думали, что это
какой-то технический дефект. Но подробное изучение показало, что черные
пятнышки на последовательных снимках движутся,
вскоре пропадают, а затем также
ненадолго возникают в другом месте.
Видимо, это какие-то реальные, но эфемерные
образования диаметром от десятков метров
до десятков километров, поглощающие ультрафиолет
и ненадолго возникающие в самых верхних
слоях атмосферы каждые несколько секунд. Исследование их поглощающих характеристик привело Фрэнка, Сигварса и присоединившегося к ним геофизика Джона Крейвена к мысли, что эти «призраки» состоят из воды.
Научные
журналы долго отказывались принять статью,
в которой утверждалось, что каждые
несколько секунд Землю бомбардируют ледяные
кометы, гигантские «снежки», содержащие
десятки тонн воды. В 1986 году такую статью все же удалось опубликовать. С тех пор результаты работы были подтверждены новым спутником с ультрафиолетовой телекамерой высокого разрешения, и стало окончательно ясно, что это не
какие-то дефекты камеры или канала связи. Судя
по данным нового спутника «Полар», эти ледяные
глыбы влетают в нашу атмосферу с частотой
от 5 до 20 раз в минуту. Их размер зачастую приближается к размеру пригородного дачного дома. Уже на
высоте 10—15 тысяч километров, где
существуют только следы атмосферы, летящие
с огромной скоростью айсберги нагреваются
и испаряются, а возникающее при этом облако
пара, поглощающего ультрафиолет, может иметь и 50 километров в
диаметре. Фрэнк утверждает, что видел в
обычный телескоп краткие следы от таких ледяных метеоритов в небе над Оризоной. Критики уверены, что это ошибка наблюдений
и что, если бы такие объекты действительно то и дело врезались в верхние слои
атмосферы, их можно было бы увидеть каждые несколько
минут в вечернем небе чуть ли не простым глазом.
Фрэнк
возражает, что, хотя его кометы на секунду вспыхивают в небе так же ярко, как Венера,
их можно разглядеть только незадолго до
восхода и сразу после заката Солнца. Наблюдатель без оптики может
рассчитывать увидеть такую комету лишь раз
за сто часов постоянного наблюдения.
Австралийский астроном Дункан Стил напоминает, что за последний век накопилось
немало необъясненных случаев наблюдения темных объектов, которые пересекали на глазах наблюдателей диск Солнца. Данные «Полара» позволяют рассчитать, что любой наблюдатель, смотрящий на
Солнце через фильтр в течение одного часа, имеет
один шанс из тысячи увидеть ледяную мини
комету, пересекающую диск светила. Возможно, их и видели, но не знали,
что это такое.
Хорошо,
а куда девается вся эта космическая вода —
примерно миллион тонн в сутки, по расчетам
авторов гипотезы? Они отвечают, что часть водяного пара улетучивается
обратно в космическое пространство, а часть, выпадающая все же на Землю,
соответствует, если распределить по всей
поверхности планеты, слою осадков всего
в один микрон за год.
Но ледяные мини-кометы должны выпадать и на Луну. Хотя она
значительно меньше Земли и имеет не такое сильное гравитационное поле, зато у Луны нет
атмосферы и в минуту одна-две глыбы должны долетать до поверхности нашего
спутника. А это зарегистрировали бы стоящие на Луне сейсмографы с
кораблей «Аполло». Однако сейсмографы регистрируют гораздо меньше ударов, чем должны производить ледяные кометы.
По мнению Фрэнка, эти приборы просто
недостаточно чувствительны.
И сторонники, и противники гипотезы ожидают новых
фактических результатов, способных дать аргументы в пользу того или иного мнения.
К.И.
Александрович «Наука
и жизнь», № 9, 1997 Текст
4800 знаков.
Вопросы к тексту
·
В чем суть необычной гипотезы Луиса Фрэнка ?
·
Что обнаружил студент-дипломник?
·
К чему привело исчезновение черных пятнышек на снимках?
·
Когда была опубликована первая статья на эту тему?
·
С какой частотой попадают в атмосферу ледяные глыбы?
·
Когда, по мнению Фрэнка, можно разглядеть кометы?
·
Какова
вероятность увидеть мини-комету в
течение года, глядя на Солнце через фильтр?
·
Куда
деваются тонны воды?
·
Замечены
ли мини-кометы на поверхности Луны?
·
Чем
объясняет Фрэнк малое число зарегистрированных попаданий комет на поверхность Луны?
После сдачи ответов
на вопросы к тексту, сам лист с текстом вновь выдается участникам занятий.
Проверьте правильность своих ответов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий