вторник, 8 октября 2013 г.

Методика определения продуктивности чтения

 Особенность любого текста заключается в том, что текст включает в себя четыре стороны:
§        предметную действительность;


§        понимание этой действительности автором, находящее свое выражение в мере правильности отражения ее в тексте, то, что принято называть конкретно-фактическим содержанием текста;
§        логическую структуру текста, представляющую собой средство выражения  авторского понимания действительности, отношения к ней;
§        речевые средства, приемы выражения мысли.
  Уметь читать текст –  это значит уметь действовать по отношению к каждому из его параметров. Для глубокого понимания текста необходимо перейти от речевой структуры текста к структуре мысли автора. Любой текст состоит из элементов, функцией которых есть отображение элементов знания. Если в тексте выделить элементы, установить их функции, установить связи между ними, мы получим структуру мысли, отталкиваясь от которой можно получить содержание знания и перейти к предмету.
  Понять текст – значит обследовать его с помощью своеобразных эталонов и построить его модель. Каждый текст построен по принципу: о чем-то сообщается (субъект), что-то сообщается (предикат). Текст – это цепочка субъектов и предикатов.
   Подавляющее большинство текстов могут быть сведены к трем видам (и их сочетаниям): объяснительные, описательные и повествовательные. Каждому из этих видов присуща своя специфическая структура, и знание этой структуры, а также ее выявление в конкретном тексте заметно улучшат понимание материала и его запоминание.
 Именно анализ логической структуры лежит в основе самостоятельной работы с учебными текстами. Но умение анализировать логическую структуру текста при самостоятельной работе с ним не складывается само собой.
  Читатель должен научиться видеть логику повествования, чтобы не заблудиться в лабиринте мыслей. Установить мысленный контакт с автором, уяснить его способ мышления – важнейшая предпосылка для повышения эффективности чтения. Надо выделять фактографическую часть и детально разбираться в логике доказательств и умозаключений.
Сейчас мы с вами определим продуктивность чтения.

Методика определения продуктивности чтения
Инструкция:
1 этап. Сейчас вы получите лист с незнакомым текстом, перевернете его только по моей команде. Вы его будите читать про себя, время чтения засекается с точностью до секунд. Старт чтения будет дан всем одновременно, по мере  окончания чтения вы молча поднимаете руку и вам говорится время, которое вы записываете в своем дневнике самоанализа. Необходимо сохранять тишину до момента окончания чтения последним участником нашей группы. Время - до 5 минут
По окончании чтения текст забирается.
2 этап. Вы получаете листы с вопросами к тексту. Отвечаете на них письменно. Время для ответа - 15 мин.
3 этап. Обработка данных производится психологом после завершения занятия
Комментарий для психолога:
Эта методика дает обобщенное числовое выражение качества чтения. Можно определить продуктивность чтения двумя способами.
Способ 1.
Исходные данные:
·                 время чтения;
·                 коэффициент усвоения содержания текста;
·                 объем текста;
·                 скорость чтения.
Время чтения нужно фиксировать с точностью до секунды. Коэффициент усвоения содержания текста  определяется после чтения по ответам на  вопросы .
Способ 2.
Можно оценить текст и с помощью ниже приведенной анкеты:
·            Цель чтения текста
·            Автор  - 5 баллов;
·            Название – 5 баллов;
·            Выходные данные – 5 баллов;
·            Тема, главная мысль – 10 баллов;
·            Аргументы, раскрывающие главную мысль – 45 … 50 баллов
·            Факты, обосновывающие аргументы – 25 … 30 баллов;
·            Особенности формы текста ( стиль, язык, фон, другие характеристики)
·            Степень новизны для читателя, возможность практического применения информации, доступность, убедительность, значимость текста.
·            Письменно ответьте на вопросы к тексту.
     Если ответ неверный – 0 баллов, если верный, но неполный – 0,1 ….0,9 балла; верный ответ – 1 балл.
К = О1 + ...  + Оn
К - коэффициент усвоения текста;
О1... – оценка ответа на соответствующий вопрос
              Скорость чтения (V) определяется  количеством слов, прочитанных за 1 мин по формуле:

V = Q / t    

Qобъем текста;
 t – время чтения, секунды переводятся в доли минут.
Обычная скорость для взрослого читателя – 300 слов в минуту, предел сплошного (без пропусков) чтения – 700…800 слов в минуту.
            Продуктивность чтения (Р) вычисляется по формуле:

P= V * К

V – скорость чтения;
K- коэффициент усвоения содержания чтения. Зависит от объема усвоенного содержания текста (понимание и запоминание). Определяется как отношение усвоенного материала к общему содержанию, принимаемому за 100%, или за единицу.
В образовательных системах показателем хорошего усвоения считается коэффициент 0,7 или 70%.
В зависимости от цели чтения, нормированную продуктивность чтения можно определить по одной из формул:
Рк = Р *qк

Рv = Р *qv
Ркпродуктивность чтения по усвоению;
Рv – продуктивность чтения по скорости;
qк – коэффициент нормирования по усвоению;
qv– коэффициент нормирования по скорости
qv = V/ 300, где 300 норма скорости чтения («быстрая»);
qк = К / 0,7 где норма усвоения («хорошая»)

Вариант текста для определения продуктивности чтения раздается каждому члену группы:

Лед   из  космоса

На очередном заседании Американского геофи­зического союза Луис Фрэнк из Айовского уни­верситета выдвинул необычную гипотезу, встре­ченную одними коллегами полным неприятием, другими — с большим интересом.
На основании снимков, сделанных со спутни­ков в ультрафиолетовом диапазоне, Фрэнк ут­верждает, что на нашу планету ежедневно обру­шиваются из космоса тысячи огромных глыб льда — небольших комет.
В 1982 году студент-дипломник Фрэнка в уни­верситете Джон Сигварс анализировал сним­ки, переданные на Землю двумя спутниками, снабженными ультрафиолетовыми телекамера­ми. Верхние слои Земли на стороне, обращенной к Солнцу, испускают ультрафиолетовое свечение, вызываемое обстрелом солнечными частицами. К разочарованию студента, многие снимки были испорчены небольшими черными пятнышками на фоне общего свечения. Сначала думали, что это какой-то технический дефект. Но подробное изучение показало, что черные пятнышки на последовательных снимках движутся, вскоре пропадают, а затем также ненадолго возникают в другом месте. Видимо, это какие-то реальные, но эфемерные образования диаметром от десятков метров до десятков километров, поглощающие ультрафиолет и ненадолго возникающие в самых верхних слоях атмосферы каждые несколько секунд. Исследование их поглощающих характеристик привело Фрэнка, Сигварса и присоединившегося к ним геофизика Джона Крейвена к мысли, что эти «призраки» состоят из воды.
Научные журналы долго отказывались при­нять статью, в которой утверждалось, что каж­дые несколько секунд Землю бомбардируют ле­дяные кометы, гигантские «снежки», содержа­щие десятки тонн воды. В 1986 году такую статью все же удалось опубликовать. С тех пор резуль­таты работы были подтверждены новым спутни­ком с ультрафиолетовой телекамерой высокого разрешения, и стало окончательно ясно, что это не какие-то дефекты камеры или канала связи. Судя по данным нового спутника «Полар», эти ледяные глыбы влетают в нашу атмосферу с ча­стотой от 5 до 20 раз в минуту. Их размер зача­стую приближается к размеру пригородного дач­ного дома. Уже на высоте 10—15 тысяч кило­метров, где существуют только следы атмосферы, летящие с огромной скоростью айсберги нагре­ваются и испаряются, а возникающее при этом облако пара, поглощающего ультрафиолет, мо­жет иметь и 50 километров в диаметре. Фрэнк утверждает, что видел в обычный телескоп краткие следы от таких ледяных метеоритов в небе над Оризоной. Критики уверены, что это ошибка наблюдений и что, если бы такие объекты дей­ствительно то и дело врезались в верхние слои атмосферы, их можно было бы увидеть каждые несколько минут в вечернем небе чуть ли не про­стым глазом.
Фрэнк возражает, что, хотя его кометы на секунду вспыхивают в небе так же ярко, как Венера, их можно разглядеть только незадолго до восхода и сразу после заката Солнца. Наблю­датель без оптики может рассчитывать увидеть такую комету лишь раз за сто часов постоянного наблюдения.
Австралийский астроном Дункан Стил напоми­нает, что за последний век накопилось немало необъясненных случаев наблюдения темных объектов, которые пересекали на глазах наблюда­телей диск Солнца. Данные «Полара» позволяют рассчитать, что любой наблюдатель, смотрящий на Солнце через фильтр в течение одного часа, имеет один шанс из тысячи увидеть ледяную мини комету, пересекающую диск светила. Возмож­но, их и видели, но не знали, что это такое.
Хорошо, а куда девается вся эта космическая вода — примерно миллион тонн в сутки, по рас­четам авторов гипотезы? Они отвечают, что часть водяного пара улетучивается обратно в косми­ческое пространство, а часть, выпадающая все же на Землю, соответствует, если распределить по всей поверхности планеты, слою осадков всего в один микрон за год.
Но ледяные мини-кометы должны выпадать и на Луну. Хотя она значительно меньше Земли и имеет не такое сильное гравитационное поле, зато у Луны нет атмосферы и в минуту одна-две глыбы должны долетать до поверхности нашего спутни­ка. А это зарегистрировали бы стоящие на Луне сейсмографы с кораблей «Аполло». Однако сейс­мографы регистрируют гораздо меньше ударов, чем должны производить ледяные кометы. По мнению Фрэнка, эти приборы просто недостаточ­но чувствительны.
И сторонники, и противники гипотезы ожи­дают новых фактических результатов, способ­ных дать аргументы в пользу того или иного мнения.
                                        К.И. Александрович «Наука и жизнь», № 9, 1997 Текст  4800 знаков.

Вопросы к тексту
·      В чем суть необычной гипотезы Луиса Фрэнка ?
·      Что обнаружил студент-дипломник?
·      К чему привело исчезновение черных пятны­шек на снимках?
·      Когда была опубликована первая статья на эту тему?
·      С какой частотой попадают в атмосферу ле­дяные глыбы?
·      Когда, по мнению Фрэнка, можно разглядеть кометы?
·      Какова  вероятность увидеть мини-комету  в течение года, глядя на Солнце через фильтр?
·      Куда деваются тонны воды?
·      Замечены ли мини-кометы на поверхности Луны?
·       Чем объясняет Фрэнк малое число зарегистрированных попаданий комет на поверхность Луны?

После сдачи ответов на вопросы к тексту, сам лист с текстом вновь выдается участникам занятий. Проверьте правильность своих ответов. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий