вторник, 8 октября 2013 г.

«ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ Занятие 4.
Цель: обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции.

Материалы: коврики

Рефлексия прошлого занятия
1.     Кто из вас выполнял дома упражнения, с которыми вы познакомились на прошлом занятии из цикла «Движение»?
2.     Какие упражнения вашему телу понравились больше?

         
1. Игра «Письмо на руке»
Выберите себе партнера и встаньте друг около друга. Тот, кто выше, должен закрыть глаза. Если вы одинакового роста, то пусть закроет глаза тот, кто раньше родился. Он протягивает вперед правую руку ладонью вверх. Его «зрячий» партнер должен будет сейчас писать на этой руке отдельные печатные буквы. «Слепой» игрок должен попытаться расшифровать эти буквы и сказать партнеру, что он прочитал. Прежде чем второй партнер напишет новую букву, он должен «стереть» с руки старую. Вы можете начать с распространенных букв, а потом перейти к более редким. (30-60 секунд)
(Когда «слепой» научится читать с руки, задачу можно усложнить.) Напишите на руке короткое слово. Решите, может ли ваш партер читать письменный шрифт. И не забудьте— прежде чем написать новое слово, вы должны «стереть» старое. (1 минута)

В заключение напишите вашему партнеру на руке маленький комплимент, потом поменяйтесь с ним ролями.
Комментарии для ведущего. Особенно привлекательна в этой  игре смена ролей. «Зрячий» партнер берет на себя роль учителя и вырабатывает у своего подопечного новую способность. Для этого он должен настроиться на темп обучения своего партнера и делать все то, что обычно входит в задачи учителя. Ему требуется терпение, проницательность и способность структурировать процесс.
Перед «слепым» партнером встает непростая задача — превращать тактильное раздражение в визуальную информацию, что большинству участников удается поразительно быстро.
Кроме того, эта деятельность активизирует важнейшие участки мозга. Игра превосходно настраивает на напряженный, требующий концентрации внимания, процесс обучения.

2. Растяжки
 «Звезда» (лежа на спине, а затем лежа на животе).
Необходимо изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки. Усложнение заключается в том, что ученик выполняет сначала линейные, а затем диагональные растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом — левая рука и правая нога.

«Лучики».
Исходное положениележа на спине.
Поочередное напряжение и расслабление:
n   шеи, спины, ягодиц;
n   правых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы;
n   левых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы.

 «Медуза». Лежа на спине, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

3. Дыхательные упражнения (лежа на спине).
Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задержать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.

Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

4. Глазодвигательные упражнения.
Исходная позиция— лежа на спине. Голова фиксирована.
Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Упражнение выполняется с плотно сжатыми челюстями.

5. Телесные упражнения.
Исходное положение — на четвереньках. При ходьбе на четвереньках одновременно должны ставиться рука и нога. Взгляд направлен вперед. Усложнение — ускорение темпа.
 Ходьба :
-                                 на четвереньках на ладошках (передом и задом) (левая нога — правая рука, правая рука — левая нога);
-                                 односторонняя ходьба на четвереньках (правая рука и правая нога, левая рука и левая нога);
6. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Лягушка». (смотри предыдущее занятие)
«Змейки».
Представьте, что ваши пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигаться, извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от вас, потом — друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).
 «Лезгинка».
Складываем левую руку в кулак, большой палец отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно меняем положение правой и левой руки (6 — 8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.

 

Окончание занятия  «Ритм» (сидя на полу).
Психолог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — все видят руки инструктора, а в процессе освоения постепенно переходят только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами).
Сейчас вы повторите ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой), комбинированно (например, «2» — правой рукой, «2» — левой рукой, «3» — одновременно двумя руками).
После освоения первой части упражнения участникам занятия предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

 

Рефлексия занятия
1.     Зачем мы учимся правильно дышать?
2.     Зачем мы выполняем различные растяжки?
3.     Какая растяжка вашему телу понравилась больше?
4.     Какое упражнение у вас получается лучше всего?
5.     С каким упражнением возникли проблемы?


Комментариев нет:

Отправить комментарий