вторник, 8 октября 2013 г.

«ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 2. «Тело + Мозг»

Цель: формировать мотивацию учащихся работать над собой; развивать навыки снятия телесного напряжения и способствовать возникновению желания научиться управлять своим телом.

Материалы : коврики

«Приветствие».
 Дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом и т.д. Дети могут поменять несколько партнеров.
Анализ упражнения:
Чей вариант приветствия вам понравился больше всего? Именно так мы и будем приветствовать друг друга во время наших занятий из цикла «Движение».
Слово психолога.
Исследования головного мозга показывают существование тесной связи между телом и духом. Традиционная педагогика полагала, что мышление есть мышление, а спорт есть спорт, и обе эти вещи нужно четко разделять.
Сегодня мы знаем, что мозжечок, управляющий координацией движений, также выполняет функцию распределения познавательной активности. Мозжечок составляет только десятую часть объема мозга, но он концентрирует в себе свыше 50% всех нервных клеток. Там расположены свыше 40 миллионов нервных окончаний, что в 14 раз больше, чем в центре зрения. Такую высокую организацию мозжечка нельзя объяснить единственно задачами управления положением тела и двигательной координацией. Он выполняет и другие жизненно важные функции — отчасти он управляет памятью, вниманием и пространственным восприятием.
Таким образом, та часть мозга, которая отвечает за движения, одновременно играет решающую роль в обучении. Мозжечок фильтрует и интегрирует большую часть внешних данных и таким образом обеспечивает возможность принятия комплексных решений. Между тем существует множество работ, которые подчеркивают тесную связь между функционированием мозжечка и памятью, пространственным восприятием, речевыми способностями, направлением внимания, эмоциями, невербальными сигналами и решениями.
Все эти данные показывают, что обучение будет более эффективным, если в него будут включены двигательные компоненты. Новые и сложные движения управляются мозжечком; одновременно они активируют передние отделы коры больших полушарий  и боковые лобные доли, то есть те части мозга, которые нам нужны, когда мы устанавливаем соответствия, решаем проблемы или планируем.
Известно, например, что определенные движения стимулируют внутреннее ухо, и тем самым улучшают способность удерживать равновесие, координировать движения и стабилизировать образ на сетчатке. Особенно полезны вращательные движения. Карусели и качели не только развлекают нас, но и улучшают  внимание, а также способность регулировать расслабление и возбуждение.

1. Игра «Пещера Саламандры»
Разбейтесь, пожалуйста, на команды по шесть человек. Один из вас будет Саламандрой, а все остальные должны образовать из своих тел Пещеру: вы можете встать, широко расставив ноги; или каждый может образовать из своего тела перевернутую букву «U» — руки перед собой на полу, колени слегка согнуты. Другими словами, вы должны принять такие позы, чтобы вместе создать пространство, в которое сможет проползти Саламандра. Желательно, чтобы образуемая полость была с множеством ходов. Теперь Саламандра должна вползти в эту Пещеру.
(Помните, что каждый из группы должен хотя бы один раз побывать Саламандрой.)
Комментарии для ведущего. Это игровое упражнение, как правило, очень напряженное для участников, образующих пещеру, однако результат того стоит: каждый вынужден как-то касаться остальных членов своей команды, и благодаря этому телесному контакту участники становятся ближе друг к другу. Кроме того, сам процесс имеет символическое значение: это метафора учения. Тот, кто хочет учиться, должен стать совсем маленьким и протискиваться через множество невидимых пор, пока не увидит свет в конце тоннеля. Но эта тонкая метафора не обязательно должна сознаваться участниками — достаточно, если они просто получат удовольствие от упражнения.

2. Растяжка «Струночка».
Исходное положение -  лежа на спине, затем лежа на животе
 Нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым и т.д. Затем инструктор берет одну руку ученика и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. После этого учащийся выполняет растяжки рук самостоятельно. Аналогично поочередно растягиваются ноги.  Представьте себя сильно натянутой струной и растягивайте тело, потягиваясь сначала двумя руками, двумя ногами, затем — правой (рука, бок. нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.

3. Дыхательное упражнение (лежа на спине).
Исходная позиция — лежа на спине.
Вдох. Учащимся предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Участникам  предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
Выдох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Выполнить несколько раз. Полностью расслабьте глаза, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, вы должны отмечать то, что они видят, замечать все изгибы и формы, линии и углы; сначала замечать только темное, затем только светлое.

4. Глазодвигательные упражнения.
Исходная позиция— лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.
Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз.
Примечание. При глазодвигательных упражнениях для привлечения внимания участника рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др. В начале освоения этих упражнений ученик следит за предметом, перемещаемым психологом, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ученика, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

5. Телесные упражнения.
Исходное положение — лежа на животе или на спине.
Инструктору необходимо контролировать синхронность выполнения упражнений.
Ползание на животе:
1.   синхронно при помощи рук и ног (головой вперед, затем ногами вперед);
2.   только при помощи рук;
3.   только при помощи ног;
Ползание на спине:
4.   синхронно при помощи рук и ног (головой вперед, затем ногами вперед);
5.   только при помощи рук;
6.   только при помощи ног.
«Бревнышко».
 Ученик прокатывается «бревнышком» по полу туда - обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем вдоль туловища.

5. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ученик перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Лягушка».
Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

 

Релаксация
«Потянулись — сломались» (лежа на спине). Руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Инструктор поясняет: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки oт пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки "сломались" в локтях, в плечах, упали плечи, "повисла" голова, "сломались" в талии, подогнулись колени, "упали" на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его». Во время выполнения упражнения детям следует показать разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); когда учащиеся лежат на полу, психолог должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.

 

Рефлексия занятия

1.     Какое упражнение тебе больше всего понравилось?
2.     Какое упражнение тебе было трудно выполнять?
3.     Что ты ожидаешь от наших занятий?

Занятие 3. «Знакомьтесь - Текст!»
Цель: смоделировать проблемную ситуацию, связанную с самостоятельной работой учащихся с текстом и определить продуктивность чтения участников группы;
Рефлексия прошлого занятия:
В чем особенность дыхательных упражнений?

В чем смысл   работы по развитию воображения? 
 Упражнение «Поговорим»

Цель: В этой игре участники продолжают знакомиться друг с другом и учатся свободно, без подготовки, говорить в группе
   15 минут—
Подготовка: Вам понадобятся мяч, секундомер и лист бумаги, на котором написано название темы. Темы должны соответствовать интересам игроков.
1. Проинформируйте участников о целях игры: в течение минуты нужно говорить на заданную тему, не делая пауз. Все отступления от темы запрещены; связанность, логика, построение фраз — дело второстепенное; важнее всего непрерывный поток речи.
2. Никто не должен перебивать или комментировать оратора. Говорит только тот, кто держит в руках мяч.
3. Группа сидит в кругу, оратор должен стоять либо на своем месте, либо в центре круга.
4. Вручите кому-нибудь из членов группы мяч и отметьте начало действия, крикнув: «На старт, внимание, марш!» Следите за временем. Через минуту скажите «Стоп!».
5. Выступавший участник передает мяч другому члену группы, а вы в этот момент задаете новую тему.
Замечания:
Будьте внимательны при распределении тем: старайтесь подобрать такую тему, раскрыть которую будет оратору по силам.
Возможные варианты:
• Похвала лени.
• Как можно кого-нибудь расположить к себе?
• Преимущество медлительности.
• Как начальник может «убить» интерес своих сотрудников к работе?
• Что может привести к развалу любой команды?
• Что такое любовь?
• Как можно позаботиться о плохом настроении в семье?
• Как можно настроить против себя партнера?
• Что можно сделать, когда влюбишься?
 Что можно сделать, когда плохо себя чувствуешь?

Анализ упражнения:
Какая тема заинтересовала вас больше всего?
Кому было легко говорить все отведенное время?
Какие чувства вы испытывали, когда вас внимательно слушала вся группа?
На что были направлены ваши усилия:
·     на то, чтобы говорить умно;
·     на то, чтобы просто что-то говорить, а не молчать?

Комментариев нет:

Отправить комментарий