При современном обучении ученику необходимо не просто
приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой
деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить
устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном
самообразовании. В связи с этим приоритетное значение приобретает изучение
закономерностей психического развития ученика в процессе обучения.
Источником, побудителем самостоятельной
деятельности является познавательная задача. Ее назначение состоит в создании
конфликтной ситуации, противоречия между знанием и незнанием ученика. Это
вызывает внутреннюю познавательную мотивацию, потребность в познании. Понимание
- это установление существенных связей или отношений между предметами реальной
действительности посредством применения знаний.
АКТУАЛЬНОСТЬ этой проблемы обусловлена двумя обстоятельствами. С одной
стороны, более ранняя специализация обучения, вызвала перестройку его содержания,
увеличив в нем вес теоретических знаний, остро поставила вопрос о связи разных
вариантов обучения (традиционного и развивающего) с психическим развитием
школьников, в частности с развитием мышления, проявляющегося в учебной
деятельности, прежде всего как понимание учебного материала. С другой стороны,
в исследованиях В.В. Давыдова, Н.В. Репкиной, Шадрикова установлено, что
влияние внешних воздействий и условий жизни на развитие познавательных процессов
школьника, таких как внимание, память, мышление опосредствуется их собственной активностью, формами деятельности и общения.
Дальнейшее совершенствование организации учебного процесса в специализированных классах школы II ступени требует, прежде всего, обучения учащихся продуктивным способам самостоятельной работы. Наиболее важным в этом плане является обучение учащихся способам анализа учебного текста как источника информации.
Эффективность
обучения напрямую зависит от того, что
сам учащийся делает в процессе усвоения и осмысления материала, как сам ученик
применяет его для решения познавательных и практических задач.
Поэтому психологические вопросы организации
самостоятельной работы с текстами приобретают особую остроту и становятся
наиболее актуальными.
ЦЕЛЬ курса развивающих занятий заключается в
том, чтобы сформировать эффективные способы самостоятельной работы учащихся,
направленные на развитие процесса понимания информации представленной в
текстовом виде, сделав акцент на работе с
научно-познавательными текстами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КУРСА заключается в обучении приемам эффективной организации самостоятельной
работы с учебными материалами учащихся школы второй ступени.
Видный польский
педагог В. Оконь отмечал, что: «…необходимо произвести изменения в иерархии
дидактических понятий. В этой иерархии занимаемое до сих пор место памяти
должно занять мышление и деятельность самих учеников».
Основным способом работы с текстом, которым владеют ученики
5- 7-х классов является чтение и пересказ. Но чтение в понимании учащихся
совершенно не отражает степень сложности работы с текстовой информацией.
У современных учеников техника
чтения достаточно слабая. Данные по параллелям 5, 6, 7, 8-х классов следующие:
из 632 учащихся 67 человек читают менее 75 слов в минуту, при норме в 5-м
классе в 120-130 слов. Какой смысл можно извлечь из текста если он прочитан с
массой ошибок?!
Первым условием
понимания текста является соответствие используемых авторами и
привычных для учащихся знаковых моделей, слов-понятий. Но эти выработанные обществом значения
начинают в сознании людей жить особой жизнью. Любые слова текста могут обладать
для автора и ученика различным личностным, ситуационным смыслом.
Важное место в мотивации самостоятельной работы учащихся
занимает интерес к собственной умственной деятельности. Еще большее значение в
формировании мотивации к самостоятельной работе
имеет воспитание у школьников понимания жизненного значения
приобретаемых при этом знаний.
Самостоятельная учебная деятельность – это не только умение решать те
или иные учебные задачи, но, прежде всего, умение самостоятельно ставить их.
Именно от того какую систему задач ставит перед собой учащийся, изучая новый
материал, прежде всего и зависит результат его усвоения.
Объектом усвоения при самостоятельной учебной деятельности
является определенный материал, текст (в широком смысле этого слова), в котором
в определенной логической и речевой форме зафиксированы готовые результаты
познания. Исходным моментом деятельности ученика, направленной на усвоение такого материала, оказывается задача
не понять изложенный материал, а запомнить его.
Простое требование
самостоятельной работы, даже сопровождаемое словами о том, что это очень нужно и важно, – это еще не мотив для
ученика. Не все хорошо и с постановкой целей. «Вот этот параграф вы прочтете и
изучите сами», - это вовсе не цель для ученика. Такая «цель» или не приводит к
деятельности, или ученик заменяет ее какой-то другой, своей целью. Что касается
способов самостоятельной работы, то они никогда и нигде специально не
формируются. Требовать от ученика какой-то деятельности, не задав ему
способов этой деятельности, наверно, совершенно неправильно.
Предлагаемая
развивающая программа направлена на формирование мотивов, целей и способов самостоятельной
работы учащихся 5 – 7-х классов прежде всего с текстовой информацией.
По
нашему мнению обучение приемам самостоятельного анализа и осмысления текста
существенно облегчит усвоение школьниками знаний, умений и навыков, позволит
сократить время, затрачиваемое на поиск необходимой информации, и обеспечит
более быструю адаптацию учащихся к условиям обучения в специализированных
классах.
Необходимо при разработке развивающей
программы учесть и особенности нейропсихологии учащихся. И. Соньер писал:
«Обучая левое полушарие, вы обучаете
только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!»
Нужно учитывать, что правое полушарие
успешно справляется с невербальными, пространственными задачами. Поэтому важно
не заставлять детей использовать языковые средства как способ мышления,
необходимо больше внимания уделять творческому мышлению и приложению знаний
к реальным ситуациям.
Исследование волновой активности мозга детей, успешных и
неуспешных в обучении, показало, что неуспешные дети отличаются более низкой
общей активностью левого полушария даже при выполнении вербальных и знаковых
заданий. Кроме того, у них значительно меньшая частота переключений с одного
полушария на другое при выполнении заданий, которые требуют разной стратегии
мышления. Объясняется это либо несформированностью мозолистого тела мозга,
обеспечивающего переключаемость в работе полушарий, либо стрессовым состоянием,
разобщающим работу полушарий. Неуспешные дети в такой ситуации могут использовать
только симпатическую нервную систему, стволовые структуры мозга и правое полушарие.
Левое логическое полушарие задействовано не в полной мере.
Поэтому использование в нашей программе
нейропсихологических особенностей учащихся будет способствовать тому, что
процесс обучения ребенка станет действительно личностно ориентированным. Развивающая
работа должна задействовать не только мозг, но и тело.
Цели, которые можно достигнуть применяя
специальные двигательные упражнения:
*
развитие высших психических функций;
*
функциональная активация подкорковых
образований мозга;
*
обеспечение и регуляция общего
энергетического фона, на котором
развиваются все психические
функции;
*
стабилизация межполушарного
взаимодействия.
Время занятия 50 — 60 минут.
Оптимальное число участников группы 12 -
15 человек.
Структура
занятия серии «Движение»:
§
приветствие;
§
рефлексия
предыдущего занятия;
§
растяжка
– 10 минут;
§
дыхательные
упражнения — 3 минуты;
§
глазодвигательные
упражнения — 3 минуты;
§
телесные
упражнения — 8 минут;
§
упражнения
для развития мелкой моторики рук - 6
минут;
§
упражнения
для релаксации — до 15 минут;
§
рефлексия
занятия.
Структура
занятия серии «Интеллект»:
§
приветствие;
§
рефлексия
предыдущего занятия;
§
обучающая
часть – 25 минут;
§
Психогимнастика
- 20...25 минут:
- дыхательные
упражнения;
- игровые упражнения;
- упражнения для
релаксации;
§
рефлексия
занятия.
В ходе развивающей работы занятия
циклов будут чередоваться.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брунер Джером Психология познания. - М.
«Прогресс», 1977, - 411 с.
2. Граник Г. Г., Бондаренко С. М.,
Концевая Л.А. Когда книга учит. – М.: Педагогика, 1988. – 192 с.
3. Доблаев Л.П. Психологические основы
работы над книгой. М.: Книга, 1970.
4. Доблаев Л.П. Смысловая структура
учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. - 173с.
5. Заика Е. В. Психологические вопросы
организации самостоятельной работы студентов в вузе. – Харьков, Издательство
ХГУ, 1991. – 70 с.
6. Как научиться быстро читать /
Авт.-сост. А. Шилин. – Мн.: Харвест, М.: АСТ,
2000. – 272 с.
7. Михайлова С.Ю., Нефедова Р.М. Учимся
писать конспекты, рефераты, изложе-
ния.
– М.: ЮНВЕС, 1998. – 256 с.
8. Познавательные процессы и способности в
обучении./ Под ред. В.Д. Шадрикова. М.:
«Просвещение», 1990. - 312 с.
9.
Привалова
Н.Н., Скотаренко Р.В. Формирование способов работы с текстом у
студентов как предпосылка перехода к самостоятельной работе. Вестн.
Харьк.
ун-та, № Психология памяти и обучения, вып.14. – Харьков. Вища школа.
1981. -
с. 43 – 48
10.
Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - Томск. «Пеленг»,1993. - 61с
11.
Симакова Л.А. Самостоятельная работа учащихся в процессе анализа худо-
жественного произведения в 4 - 7 классах. - К.: «Радянська школа»,
1987.- 287 с
12.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.
Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. - М.: Генезис, 1999
Комментариев нет:
Отправить комментарий