пятница, 4 октября 2013 г.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»


КУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ-ПОДРОСТКАМИ
Психологическая служба коммунального учреждения «Луганская специализированная средняя школа IIII ступеней №57» в настоящее время работает над проблемой формирования толерантности у детей и подростков.
 Мы считаем, что это одна из острейших проблем, стоящих перед нашим обществом. В условиях нарастающей конфликтности в обществе, при обострении межнациональных  и межрелигиозных отношений на фоне разрушения старых социальных групп, перехода экономики к рыночным отношениям, усилении внутренней напряженности практически в каждой семье, особую значимость приобретает вопрос воспитания толерантной личности.
Для разрешения социальных, экономических, политических, экологических, нравственных проблем нашего государства нужны молодые, творчески думающие, не боящиеся самостоятельно принимать нестандартные решения, энергичные, высокоинтеллектуальные кадры во всех отраслях науки, техники, культуры. Но, наверное, еще в большей мере нашему обществу нужны люди, умеющие мягко, гармонично и выразительно проявлять себя в жизни. Достичь этого можно, если мы сумеем пробудить интерес у ребенка к тому, что чувствует и над чем думает он сам, что чувствуют и как мыслят другие люди. Мы должны постараться помочь детям научиться понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры  или воспитанного совершенно в других традициях.
Чтобы ребенок рос и развивался как личность, он должен осознать свои личные цели и желания и научиться выражать свою точку зрения без агрессии. Это обеспечит им открытое, искреннее и живое общение.
 Мы, взрослые, знаем, что рано или поздно все наши дети окажутся в сложных условиях переполненного рынка труда, на котором многое будет зависеть от их умения работать в команде, в то же время, оставаясь  самостоятельными личностями. Им очень пригодятся умения: сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки, не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи и ошибки, находить выход из сложных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Согласно Э. Фромму, научно-технический прогресс по­родил особый социальный тип «кибернетического челове­ка», который и к окружающему миру, и к самому себе подходит только с интеллектуальных позиций.
Этот подход сопровождается отсутствием эмоциональных реакций, при­туплением чувств. Неумение различать живую и неживую материю, неспособность к человеческим отношениям и к общению, преобладающий интерес к неодушевленным объ­ектам — основные ха­рактеристики «кибернетического» типа.
Ориентация на интеллект преобладает сегодня в образо­вании, и решительного поворота к человеку, к его духовно-нравственному развитию не произошло. Сам же принцип индивидуально-личностного подхода в образовании лишь продекларирован и трактуется достаточно односторонне. Поэтому проблема человека, познание его сущности, реаль­ных возможностей его проявления должны стать стержневым компонентом работы психологических служб системы образования. Это особенно важно в период перехода  к информационному обществу, когда реально возникает опасность подмены человека машиной, усиление процесса его самоотчуждения.  Именно поэтому так важно в наше время определить приоритеты воспитания подрастающего поколения.
Выжить сегодня человек сможет только самоопределяясь в культуре , в жизни. Условием самоопределения является ориентация не на познание, не на обладание, а на взаимопонимание: понимание другого человека, общение с культурами разных времен и народов не как с низшими по сравнению с собственной культурой, а как с иными, но – равными, подлинными, самоценными.
Услышать других людей, осмыслить и прочувствовать их ценности, их понимание смысла жизни, сопоставить разные голоса, прислушаться к собственному внутреннему голосу, осознать себя, смысл своего существования и определить свое место в жизни – такова должна быть логика образования сегодня.
Именно это и определило насущную необходимость разработки развивающей программы  для подростков и их родителей. Необходимо помочь юному человеку научиться жить,  понять себя, определить  отношение к себе и к окружающему миру, найти свое место в жизни.
Актуальность для подростков. Программа поможет создать и поддерживать в классах отношения доброжелательности, психологической комфортности, доверия и заинтересованности учащихся в познании себя и друг друга.
          Актуальность для родителей. Процесс воспитания личности никогда не был и не будет легким и простым. Родителям необходимы знания приемов, методов воспитания, психологии ребенка. Принимающий на себя труд воспитания, который настолько велик, что его не дано закончить тому, кто начал, должен обладать верой, терпением и любовью. Он не вправе забывать также и того, что воспитывать в первую очередь и всегда нужно самого себя.
         Концептуальной основой курса  является идея сотрудничества взрослого с ребенком, основная цель программы - способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.      
         Цель занятий - формирование в       подрастающем поколении потребности и готовности к   конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
            В программе использованы идеи К. Роджерса, Я.Корчака, А. Спиваковской, В. Сатир, Н. Хрящевой, И. Марковской, В. Столина, А. Крупенина, И. Крохина.
                   Задачи программы:
- общие:
·        развитие психологической наблюдательности, как способности фиксировать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы;
·        формирование способности прогнозировать поведение другого человека и предвидеть свое воздействие на него;
·        активизация коммуникаций в семье;
- для родителей:
·        расширение возможности понимания своего ребенка;
·        улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
·        формирование навыков сотрудничества с подростком.
              Основные блоки программы:
1.     Диагностический – первоначальная диагностика взаимоотношений родителей и детей, анализ стиля семейного воспитания.
2.     Информационный – раскрытие знаний по возрастной психологии, психологии общения,  конфликтологии.
3.     Развивающий – формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия, развитии эмпатии и рефлексии, а также создание членам группы возможности для активного самопознания.
Периодичность занятий – одна встреча в неделю.
Продолжительность занятия – до 2,5 часов.
Общее количество встреч – 13, 1 и 3 занятия проводятся раздельно.
Требование к группе:  Формирование групп на добровольной основе. Общее количество участников от 3 до 10 пар «ребенок» - «родитель». Дети должны быть одной возрастной группы.
Диагностический блок:
Занятие 1. Первый шаг
Цели: Выяснение ожиданий и опасений участников. Общая ориентация в проблемах родителей и детей. Диагностика (опросник ВРР «Взаимодействие родитель – ребенок»; тест СТО «Семейный тест отношений»; рисунок «Моя семья»)
Занятие 2. Наши чувства.
Цели: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Исследование психоэмоционального состояния участников занятий с помощью следующих методик: Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Волшебная страна чувств», цветовой тест  Люшера., рисунок «Автопортрет».

Информационный блок:
Занятие 3. Мир  подростка
Цели: Ознакомление  с общей характеристикой возраста, особенностями психического развития, познавательными процессами и возможностями их коррекции, что значит «уметь учиться». Проблемы и задачи личностного развития на определенном этапе школьной жизни.
Занятие 4. Погружение в мир ребенка.
Цели: Осознание разницы между миром ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения. Жизненные позиции детей и взрослых («лягушки» и «принцы»). Приобретение навыков анализа причин поведения партнера, исходя из позиции партнера.
Занятие 5. Что мы ищем и находим в общении
Цели: Знакомство с базальными межличностными потребностями: потребность в контроле, потребность в приятии, потребность в признании. Определение «языка приятия» и «языка неприятия».
Занятие 6 - 7.  Проблемы детей и проблемы родителей
Цели: Познакомить со структурой личности (Дитя – Родитель – Взрослый). Взаимодействия: уход, ритуал, времяпровождение, игры, операции, дружба, любовь.
Развивающий блок:
Занятие 8 - 9. Условия и технологии эффективной коммуникации
Занятие 10.  Конфликты.
Цели: Определение способов разрешения конфликтных ситуаций. Конфликтные ситуации: конфликт неустойчивого родительского отношения; конфликт сверхзаботы, конфликт неуважения прав ребенка, конфликт отцовского авторитета. Знакомство с методом  разрешения конфликтных ситуаций Т. Гордона. Управление конфликтом.
Занятие 11. Поощрения и наказания
Цели: Знакомство с принципами использования поощрений и наказаний. Привычные модели воспитания («уличное движение», «сад – огород», «кнут и пряник»). Развитие навыков уверенного отказа.
Занятие 12. Саморегуляция
Цели: Ознакомить с понятиями «стресс» и «дистресс». Развить навыки саморегуляции.
Занятие 13. Заключительное
Цели: Обсуждение семейных заповедей, создание родового герба и девиза, получение обратной связи от участников программы.

ЛИТЕРАТУРА
1.     Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: «Речь», 2001.- 216 с.
2.     Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – С-Пб.: Питер, 2000
3.     Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1995. – 480 с.
4.     Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. – 150 с.
5.     Нельсон ДЖ., Лот Л., Глен С. Воспитание без наказания: 1001 решение проблем воспитания. – Мн.: «ИнтерДайджест», 1997. – 384 с.
6.     Пиз А. Гарнер А. Язык разговора. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, Изд-во ЭКСМО- Маркет, 2000. – 146 с.
7.     Популярная психология для родителей. / Под ред. А. С. Спиваковской – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 304 с.
8.     Практическая психология образования: Учебник. /Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
9.     Психогимнастика в трененге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000. – 256 с.
10. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: «Речь», 2000. – 254 с.
11. Фопель К. Сплоченность  и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002. – 336 с.
12. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000. – 256 с.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать?. Психологические игра и упражнения /в 4-х томах – М.: Генезис, 1998

Комментариев нет:

Отправить комментарий