пятница, 4 октября 2013 г.

Толерантность.Разработка занятия «Наши чувства»

Цели: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Исследование психоэмоционального состояния участников занятий с помощью следующих методик: Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Волшебная страна чувств», проективная методика «Автопортрет».

Приветствие.
Игра «Самое дорогое слово?»
Это задание существенно повышает активность участников, степень их включенности в работу. Кроме того, упражнение дает материал для обсуждения влияния маловероятных факторов на взаимодействие людей.
Время проведения:   10 мин
Инструкция:
Участники группы сидят по кругу. «Сейчас мы начнем знакомиться друг с другом и сделаем это так. Каждый по очереди назовет свое имя, и расскажет небольшую историю, связанную с его именем: кто его так назвал, что имя означает, как он хотел бы,  чтобы в нашей группе к нему обращались».


Интерактивная часть занятия.


Методика «Волшебная страна чувств»

Цель этой методики — исследование психоэмоционального состояния участников.
Перед участниками ведущий раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (Приложение А).
Время проведения: 25 мин.
Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.
У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте крыши домиков».
Таким образом, участникам занятия предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.
Инструкция 2: «Спасибо! Вы  восстановили страну и помогли жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но, как мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и гpaницы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (психолог показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только вы, как человек, восстановивший страну, можете раскрасить карту. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли Вам восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Обработка результатов. При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:
1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.
3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);
— тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);
— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.  

Информационная часть занятия.

            Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, - всё это болезненно переживается населением Украины, отражаясь на его социальном самочувствии. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость, агрессию.
        Качество любого общества зависит от способности людей сосуществовать друг с другом, от того, воспринимают ли они один одного, уважают ли и поддерживают, учатся ли друг у друга, объединяют ли свои усилия и умения для постоянного улучшения своей материальной и духовной жизни. Ни одно общество не является и не может быть однородным, так как каждое общество состоит из людей, разных не только с точки зрения их этнического происхождения, вероисповедание, политических взглядов, но и с точки зрения возраста, пола, интересов, воспитания, материального положения. В условиях социального разнообразия очень важно установить культуру мира, которая невозможна без действенного воспитания, основанного на принципах толерантности. «Толерантность – это не уступка, снисходительность или потворство. Толерантность - это, прежде всего активная позиция, которая формируется на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» [Декларация принципов толерантности]. В словарном запасе наших дедов и прадедов значились слов «терпимость» и «миролюбивость», которые выражали способность не проявлять отрицательных реакций.
На территории нашей страны проживали и проживают люди разных национальностей с присущими им особенностями духовно-культурной жизни. Вследствие социальных, экономических и других взаимодействий они позаимствовали друг у друга отдельные элементы, которые стали общими для большинства этнических групп. Вместе с тем они, сохранили свою идентичность. В результате этих взаимоотношений зародились извечные социальные представления о людях в зависимости от этнических,  мировоззренческих и других отличий, что неминуемо привело к появлению стереотипов. Стереотипы бывают как положительными, основанными на уважении, признании и подтверждении чужих ценностей, так и отрицательными, основанными на отталкивании, презрении ли даже ненависти. Преодоление стереотипа — сложный и продолжительный процесс.
            Толерантность - первая ступенью не только к предотвращению, но и к преодолению стереотипов. Диалог, непосредственный контакт - это лучший  источник информации о других, реальный путь духовного и культурного сближения,  инструмент решения разных проблем. В современном, демократическом обществе, процесс психологического формирования личности основывается на принципе «все разные и все равные», что означает: кто-то хотя и отличный от меня, но равный со мной, так как мы оба являемся членами одного и того же человеческого сообщества.
Отсутствие самоконтроля, понимание другого, презрение, подозрительность, недоверие, эгоизм, эмоциональная неуравновешенность порождают конфликты и напряженность, лишают пространство межличностных отношений чувства защищенности и безопасности [Абакумова]. Толерантность не может быть уподоблена терпению, что наиболее часто означает способность личности переносить физическую или психологическую боль, которая возникает вследствие насилия вербального или физического характера. Толерантность включает не только уважение к другому и признание равенства прав, но и отказ от принудительного и гнетущего доминирования.
Будучи демократической ценностью, которая имеет социальный корень, толерантность формируется постепенно. Это сложный, продолжительный процесс, который проходит такие стадии [Бех]:
·        общая осведомленность относительно того, с кем устанавливаются отношения (личность или группа);
·        формирование положительного  представления  про  субъект (личность/ группу);
·        общение путем обмена мнениями с выявлением сходств и отличий;
·        договоренность о взаимоуважении к отличиям и идентичность, определение принципов и условий общения, сотрудничества и сосуществование, выявление сходств и отличий;
·        формирование эффективных отношений: переход от этапа пассивности, от простого сосуществования к этапу активности, общего участия, кооперации, взаимодействия.
Повседневность постоянно требует доброжелательности и толерантности от каждого человека.
Взрослые, как воспитатели, должны:
- осознать существование возрастных отличий между собою и теми, кого они воспитывают;
- смотреть на вещи с учетом возраста и существующего стиля жизни детей; предполагать  и разрешать сосуществование двух истин, реальностей (своей и детской);
- не разрешать, чтобы ребенка охватывали страх и недоверие;
- контролировать свои эмоции;
- понимать происхождение и динамику отличий;
- уважать право детей (любого человека) на отличие и уникальность;
- сосредоточиваться на положительных отличиях, подчеркивать их;

-предусматривать,  что  со временем  позиция  и  взгляды детей изменятся соответственно возрастным особенностям;
- давать молодым уверенность в их положительных перспективах.
Успех любого процесса, в том числе воспитательного, зависит от умения правильно ставить цели, планировать, реализовать, координировать, постоянно анализировать и оценивать действительность, создавать действенное многостороннее воспитательное партнерство. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми, оказание им психологической поддержки, создания в семье и в школе благоприятного психологического климата.

Комментариев нет:

Отправить комментарий