Мой
опыт работы с учащимися младшей школы показывает, что экономическое образование
в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить
понятийный аппарат, который поможет им в дальнейшем ориентироваться в
современном рыночном мире. Целью
экономического образования является приобретение элементарных навыков поведения в
условиях рыночной экономики. Одним из путей достижения этой цели могут быть любимые всеми детьми сказки. «Сказка
ложь , да в ней намек, добрым молодцам урок»…Сказки можно использовать,
подбирая из бесконечного моря и народных и авторских сказок те, которые
иллюстрируют и помогают усвоить
экономические понятия.
Тема урока: "Выбор. Альтернативная стоимость".
6 класс
Дорогие
ребята, из курса 5 класса вы уже знаете главную проблему и противоречие
экономики, которая состоит в
ограниченности ресурсов и безграничности
потребностей человека. Можем ли мы иметь
все, что захочется, коль наши потребности безграничны?
(Обсуждают.
Нет, потому, что ресурсы ограничены) В условиях ограниченности ресурсов и
производитель, и потребитель вынужден
постоянно делать выбор, при этом от чего либо отказываясь. Каждый выбор имеет
свою цену –именно то , от чего вы
отказались.
Альтернативная
стоимость -это цена одной вещи, которая измеряется через другую вещь, от
которой необходимо отказаться в процессе выбора.
Работа над сказкой «Как Медведь запасы на зиму делал» (Сказку можно инсценировать, учителю
прочитать вслух или дать ученикам
распечатанный текст сказки для работы с текстом по группам)
В. Сутеев (адаптировано)
Как
Медведь запасы на зиму делал.
Зашёл как-то Медведь к Зайцу в огород и
спрашивает:
- Как дела, Косой?
- Да вот, морковку дёргаю, дядя Миша.
- Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, - задумчиво сказал Медведь, - в запас на зиму...
Поплевал Медведь себе на лапы и пошёл морковь дёргать, да так, что она во все стороны полетела...
Как раз мимо Ёжик проходил, и одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла.
- Безобразие какое! - зашипел Ёжик. - Что это тут делается?
- Морковку дёргаем! - рявкнул Медведь. - А ты куда собрался, Колючая Голова?
- В лес иду. За груздями, за белыми грибами!
- Вот грибы - это дело! - обрадовался Медведь. - Мне запас на зиму нужен. Идём за груздями, за белыми грибами!
- Дядя Миша, - пискнул Заяц, - а как же морковка?
- "Морковка, морковка"... - рассердился Медведь. - Сам её кушай, а я грибы больше люблю!
И пошел за Ежиком в лес.
Ходит Ёжик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет.
Присел , Медведь, умаялся…Лиса тут как тут!
Подсела к Медведю и хихикает:
- Пустяками ты, дядя Миша, занимаешься.
- Пойдём-ка в деревню, кур, уток таскать.
- Кур? Уток? Идём скорее! - обрадовался Медведь Когда стемнело, Медведь и Лиса по задам деревни подкрались к деревенскому птичнику. Лиса доску в заборе отодвинула и шепчет:
- Ты, дядя Миша, посторожи здесь, а я тебе курочек и уточек вынесу сколько твоей душеньке захочется.
- Ладно, - говорит Медведь, Но недолго ему пришлось сторожить: собак со всей деревни набежало видимо-невидимо! И все рычат, лают-заливаются, того и гляди, разорвут!
Так и гнали бедного Мишку до самого леса.
Тем временем Лиса со своей добычей незаметно выбралась из птичника и побежала. Только её и видели!
А утром лежит Медведь в лесу под деревом, стонет, охает...
Мимо Мышонок пробегал, увидел Медведя, остановился.
- Что с вами, дядя Миша?
- Да вот, собаки... Вчера всю шкуру с меня чуть не содрали.
- Я хотел, понимаешь, себе на зиму запас сделать...
- Что же теперь делать будете, дядя Миша? - спросил Мышонок.
- Делать нечего, - сказал Медведь. - Зима на носу. Залягу в берлогу, буду до весны лапу сосать...
- Как дела, Косой?
- Да вот, морковку дёргаю, дядя Миша.
- Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, - задумчиво сказал Медведь, - в запас на зиму...
Поплевал Медведь себе на лапы и пошёл морковь дёргать, да так, что она во все стороны полетела...
Как раз мимо Ёжик проходил, и одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла.
- Безобразие какое! - зашипел Ёжик. - Что это тут делается?
- Морковку дёргаем! - рявкнул Медведь. - А ты куда собрался, Колючая Голова?
- В лес иду. За груздями, за белыми грибами!
- Вот грибы - это дело! - обрадовался Медведь. - Мне запас на зиму нужен. Идём за груздями, за белыми грибами!
- Дядя Миша, - пискнул Заяц, - а как же морковка?
- "Морковка, морковка"... - рассердился Медведь. - Сам её кушай, а я грибы больше люблю!
И пошел за Ежиком в лес.
Ходит Ёжик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет.
Присел , Медведь, умаялся…Лиса тут как тут!
Подсела к Медведю и хихикает:
- Пустяками ты, дядя Миша, занимаешься.
- Пойдём-ка в деревню, кур, уток таскать.
- Кур? Уток? Идём скорее! - обрадовался Медведь Когда стемнело, Медведь и Лиса по задам деревни подкрались к деревенскому птичнику. Лиса доску в заборе отодвинула и шепчет:
- Ты, дядя Миша, посторожи здесь, а я тебе курочек и уточек вынесу сколько твоей душеньке захочется.
- Ладно, - говорит Медведь, Но недолго ему пришлось сторожить: собак со всей деревни набежало видимо-невидимо! И все рычат, лают-заливаются, того и гляди, разорвут!
Так и гнали бедного Мишку до самого леса.
Тем временем Лиса со своей добычей незаметно выбралась из птичника и побежала. Только её и видели!
А утром лежит Медведь в лесу под деревом, стонет, охает...
Мимо Мышонок пробегал, увидел Медведя, остановился.
- Что с вами, дядя Миша?
- Да вот, собаки... Вчера всю шкуру с меня чуть не содрали.
- Я хотел, понимаешь, себе на зиму запас сделать...
- Что же теперь делать будете, дядя Миша? - спросил Мышонок.
- Делать нечего, - сказал Медведь. - Зима на носу. Залягу в берлогу, буду до весны лапу сосать...
Работа с карточками (раздается каждому ученику), обязательно
оценивается.
Задание. Определите альтернативную стоимость , принятых
Медведем решений
Принятое решение
|
Альтернативная стоимость принятого решения
|
Решил Медведь надергать морковки на зиму…
|
Отказался…
|
Решил Медведь грибы собирать
|
Отказался…
|
Решил Медведь кур, уток натаскать из деревенского птичника
|
Отказался…
|
Задание.(ответы) Определите альтернативную стоимость ,
принятых Медведем решений
Принятое решение
|
Альтернативная стоимость принятого решения
|
Решил Медведь надергать морковки на зиму…
|
Отказался…от пустого
времяпровождения
|
Решил Медведь грибы собирать
|
Отказался…от запасов
на зиму в виде морковки
|
Решил Медведь кур, уток натаскать из деревенского птичника
|
Отказался…от
запасания грибов
|
Вывод: Сегодня мы познакомились с новым экономическим
понятием «альтернативная стоимость» и выяснили, что каждый выбор, который мы делаем имеет альтернативную стоимость в виде того , от
чего мы отказались. Давайте, еще раз вспомним, какой выбор и какие решения
принимал Медведь в нашей сказке и от чего
он отказывался, когда менял свои решения. (Перечисляют) Понятно ли вам,
что даже в первом случае, Медведь все равно делал выбор: продолжать ничего не
делать или начать делать заготовку
морковки на зиму. Можно ли считать все решения Медведя рациональными, то есть
правильными? (Обсуждают). Я надеюсь, ребята, что вы в своей жизни будете принимать только рациональные решения, учитывая
альтернативную стоимость вашего выбора.
Тема урока : "Реклама". 6 класс
Ребята , скажите пожалуйста, что раздражает вас
больше всего, когда вы смотрите интересный фильм по телевизору? (Реклама). А
если бы вы были производителями товаров или услуг, хотели бы вы чтобы все узнали о вашем товаре? Так давайте
выясним , нужна ли реклама и какая она должна быть?(Обсуждают)
Реклама – ( от
латинского «выкрикиваю», «зову») –это распространение информации при товар, его
качества и возможностей его приобретения.
ВИДЫ
РЕКЛАМЫ
Прямая
|
По
почте, лично вручаемые рекламные материалы
|
Через прессу
|
В
газетах, журналах, справочниках и др.
|
Экранная
|
Кино,
телевидение, слайды
|
Печатная Сувенирная
|
Проспекты,
каталоги, буклеты, листовки, календари, наклейки
|
Внешняя
|
Плакаты,
панно, витрины с товаром
|
На транспорте
|
Надписи
на транспорте, в салоне
|
На месте продажи
|
Витрины
магазинов, вывески, знаки, упаковка
|
На радио (устная реклама)
|
Во время
радиопередач
|
Я предлагаю сегодня прочитать по ролям сказку Сергея Михалкова «Как старик корову продавал» , а потом поговорить о том , что такое честная и нечестная реклама.
Сергей МихалковНа рынке корову старик продавал
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!
- Уж больно твоя коровёнка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика
Я возле коровы твоей постою
Авось продадим мы скотину твою.
Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова даёт молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.
Старик посмотрел
на корову свою:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!
Вопросы для устного обсуждения:
1.
Можно ли назвать рекламой
те характеристики коровы, которые давал ей сначала старик – хозяин, потом паренек?
(Обсуждают). Почему старик решил корову не продавать?
2.
Как вы относитесь к
выражению «не обманешь, не продашь»… А если это лекарства, которые могут
принести вред или недоброкачественные продукты? ( Обсуждают. Реклама должна
нести правдивую информацию)
3.
Приведите примеры рекламы,
которая вам запомнилась и понравилась.
Домашнее задание.
Используя таблицу ВИДЫ РЕКЛАМЫ, придумайте рекламу любого товара или услуги.
Из опыта работы Масушко И. А., учителя
экономики высшей квалификационной категории, учителя – методиста CCШ№ 57 г . Луганска
Комментариев нет:
Отправить комментарий