пятница, 21 декабря 2012 г.

На пороге взрослой жизни



«НА ПОРОГЕ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ»
ЦЕЛЬ: планирование учащимися профессиональной перспективы.
Задачи:
·        развитие у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности;
·        осознание особенностей некоторых профессий;
·        формирование навыков по умению различать профессиональные стереотипы;
·        профориенационная диагностика с помощью компьютерной программы «Мир профессий».

Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования. Правильный выбор пути профессионального развития является основой социально-психологической адаптации молодого человека в современном обществе.

Упражнение  «Цепочка профессий»
Время проведения 10-15 минут.
Упражнение проводится в круге.
Инструкция: сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову
первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар, следующий назовет профессию близкую к повору и т.д. Важно чтобы называющий смог объяснить, в чем сходство названных профессий (и металлург и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами).
        По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы. Окончательное решение о том, удачно ли названа профессия или нет, принимает группа.
Обсуждение:
        При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда обнаруживаются интереснейшие линии сходства. Например, в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой, в середине – с автотранспортом, а в конце - с балетом. Пример: металлург – повар – мясник - слесарь (тоже рубит, но металл) –автослесарь – таксист - сатирик эстрадный (тоже «зубы заговаривает») -артист драмтеатра - артист балета.
        Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что людям выбирающим свой профессиональный путь не следует ограничиваться только одним выбором, ведь то, что ищет человек только в одной профессии, может оказаться в других, более доступных.
         Иногда сходство между профессиями носит юмористический характер. Проводим 2-3 раунда игры.

Упражнение «Человек-профессия»
Время проведения 10-15 минут.
Упражнение проводится в круге.
Инструкция: Сейчас мы выберем водящего. Он постарается отгадать, о
ком из учаников игры идет речь. Отгадывать водящий будет только с помощью одной подсказки: все участники назовут профессию, с которой «загаданый» человек ассоциируется. Профессии могут повторяться.
Ход игры:
1. По желанию выбирается доброволец и отправляется на несколько минут в коридор, а остальные быстро и тихо выбирают любого из игроков.
2. Приглашается водящий и садится в круг. Каждый участник (по кругу) должен быстро назвать профессию.
3. После того как все дали свои варианты ассоциаций, водящий называет тех, кто по его мнению, в наибольшей степени подходят эти профессии.
         Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. сильно ли ошибся отгадывающий. У того человека, кого на самом деле «загадали», можно спросить, согласен ли он с названными профессиями. У водящего можно поинтересоваться, чьи ответы-професии  ему помогали, а чьи мешали ему отгадывать.

Профориентационная диагностика по компьютерной программе
«Мир профессий».

Профориентационная компьютерная программа «Мир профессий»
Авторы:
Овчинникова И.В., магистр психологии, практический психолог высшей
категории,   психолог – методист, руководитель МО практических психологов г. Луганска, психолог КУ ЛСШ №57.
Гуменюк А.В. студент 5 курса ВУНУ им. Даля, выпускник КУ «ЛСШ №57»

       Программа, на основе анкетирования учащихся, позволяет определить следующие критерии:  способ мышления, тип личности, доминирующий и дополнительный интерес, предпочитаемый способ  межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности, профессиональные предпочтения. В результате выдается рекомендация профессии в виде профессиограммы с указанием учитываемых критериев. Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов:
·        классификационная карточка профессии (наименование профессии, ее код, область базовых знаний, профессиональная область, межличностное взаимодействие, доминирующий способ мышления, условия работы);
·        доминирующие виды деятельности;
·        качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности);
·        качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности;
·        область применения профессиональных знаний;
·        история профессии;
·        некоторые профессии, которые также подходят данному респонденту.
Полученная информация от респондента заносится в базу данных. В дальнейшем при вызове блока обработки программа по определенному алгоритму производит подбор рекомендуемых профессий, рекомендаций.
Взаимоотношение между шестью типами описывается, согласно теории Дж. Холланда, гексагоном – шестиугольником, на вершинах которого расположены типы личности в определённом порядке: Р-И-А-С-П-К. На основе шестиугольной модели Холланд выделил три дополнительных понятия.
Однородность. Данное понятие применяется как к типам личности, так и к типам окружения. Одни типы более схожи друг с другом, чем другие. Так, социальный и артистический типы более схожи друг с другом, чем, например, исследовательский и предпринимательский. Так как реальная личность (как и окружение) содержит в себе элементы разных типов, то она может быть более или менее однородной. Одна из функций гексагона — помочь определить однородность личности и (или) окружения. Чем ближе друг к другу на гексагоне расположены типы, составляющие содержание конкретной личности, тем она более однородна. Например, реалистический индивид, который также имеет интерес к исследовательской и конвенциональной деятельности (РИК), личностно более однороден, чем реалист, ориентированный на социальную и предпринимательскую активность (РПС).
Дифференцированность. Некоторые личности или окружения более «чистые», т. е. они демонстрируют большую принадлежность к одному типу к меньшую к другим. Тогда как есть личности и окружения, в которых разные типы представшим в равной степени. Индивиды или окружения, в которых разные типы представлены примерно в равных пропорциях рассматриваются как слабо дифференцированные.
Конгруэнтность. В соответствии с данным понятием разные типы личности требуют соответствующего окружения. О конгруэнтности можно говорить в том случае, когда индивид живет и работает в окружении того же типа, к которому принадлежит и он сам. Неконгруэнтность, например, будет иметь место в том случае, если реалистический тип будет работать или жить в окружении социального типа.
На основе вычисленных данных происходит поиск соответствующей профессии. Отфильтрованные профессии разделены на несколько категорий. Например: соответствие по всем критериям; соответствие по основным критериям и дополнительный способ мышления.
В базе содержится список профессий (более 100) созданный на основе национального классификатора Украины.
          Создание информационной системы - довольно сложный и многоступенчатый процесс, который довольно часто содержит фазу информационного моделирования. Информационная модель - это спецификация структуры данных и бизнес правил (правил предметной области). Для его автоматизации были использованные Case-Средства RationalRose.
Процесс построения информационной модели составляется из следующих шагов:
•        определение сущностей;
•        определение зависимостей между сущностями;
•        задача первичных и альтернативных ключей;
•        определение атрибутов сущностей;
•        приведение модели к необходимому уровню нормальной формы;
•        переход к физическому описанию модели: назначение соответствий имени сущности - имя таблицы, атрибут сущности - атрибут таблицы; задача триггеров, процедур и ограничений;
•        генерация базы данных.
RationalRose создает визуальное отображение (модель данных) для решаемой задачи. Это отображение может использоваться для детального анализа, уточнение и распространение как части документации, необходимой в цикле разработки.
Системой управления базой данных выбран Firebird_2.5. К плюсам данной СУБД можно отнести нетребовательность к ресурсам, довольно хорошую производительность для большого объема данных, простую установку и администрирование.
Для реализации программного продукта были выдвинуты следующие требования к выполнению:
•        обеспечить надежность функционирования системы и защиту от сбоев. Была применена защита от внедрения Sql-Кода с помощью поддержки сервера баз данных возможности отправления параметризованих запросов. Реализованный ручной механизм управления транзакциями в случае операций добавления (обновления) новых записей в нескольких таблицах или операции, которая требует выполнения в контексте одной транзакции.
•        регистрация событий на объекте. Запись всех событий в базу данных для фиксации санкционированного внесения изменений или если будет потребность осуществления отката данных к точке с определенными изменениями.
Система включает набор технических и программных средств, которые обеспечивают инструктаж клиента о порядке введения паспортных данных и проведение исследования, опрос респондента по тестовым методикам в режиме предъявления вопросов и предыдущую обработку результатов, построение профиля, портрета, диаграмм, таблиц, сравнительных таблиц между группами, графиков, которые отображают структуру личных особенностей. Возможное введение в ЭВМ количественных данных опроса с дальнейшим их накоплением, обработкой и выводом на экран для изучения динамики их изменения, проведение разных видов математического анализа полученных результатов с интегрированной оценкой обследования лица и разных групп.
Программное обеспечение состоит из четырех взаимосвязанных функциональных блоков.
Блок базы данных предназначен для введения и пополнения баз данных. Блок есть первичным в программе, и выступает оболочкой для всех других, вызывая их. Он позволяет просматривать сведения о респондентах, которые уже тестировались, с фиксацией разной дополнительной информации о них
Для каждого испытываемого фиксируются название теста, дата, время и завершенность тестирования. Есть возможность редактировать ранее введенные данные. Есть возможность редактирования ответа на вопрос уже завершенного теста.
Переход к блоку тестирования осуществляется из блока управления базами данных с помощью команды о начале тестирования. В нем реализовано 5 методик. Испытываемый может пропустить вопрос, чтобы обратиться к нему позднее, вернуться к вопросу, на который дал уже ответ, прервать тестирование с потерей или сохранением уже введенных ответов.
Следующий блок анализирует ответы на вопрос, представляя количественные характеристики респондента и  личный профориентационный портрет в словесном описании.
Минимальные требования к системе:
1. ПК с процессором семейств Intel® Pentium®/Celeron®/Xeon™, AMD K6/Athlon™/Duron™/Sempron™ или совместным с ними процессором, тактовая частота которого составляет не меньше 500 Мгц, или могущественным.
2. Операционная система Microsoft Windows 7, Windows 2003, Windows XP, Windows 2000.
3. Оперативная память - 128 Мб.
4. Свободное место на диске: 50 Мб.
5. Видеоплата и монитор с разрешением не меньше 800*600 точек.
6. Клавиатура, мышь или другое указательное устройство.
7. Наличие установленного продукта Microsoft Office 2000, Microsoft Office XP или Microsoft Office 2003(2010).
8. Наличие сетевого оборудования (необходимо для прохождения тестирования респондентами по сети).
С помощью программы «Мир профессий» существенным образом сокращается время тестирования, увеличивается достоверность ответов, устраняются субъективные ошибки, которые возникают при ручной обработке   диагностического материала. Пример итоговой документации дан в Приложении.
         Программа «Мир профессий» прошла процедуру экспертизы и была представлена на Вернисаже педагогических идей весной 2012 года, где получила широкое одобрение педагогической общественности.

Литература:
1.        Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб.: Питер, 2000.–560 с.
2.        Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006. – 800 с.
3.        Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. – 464 с.
4.        Bilal SiddiquiDynamicReports 3.6 Development Cookbook, 2010. -396 с.
5.        Т.Коннолли, К.Бегг - Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика.
6.        Хорстман, Корнелл. Java 2, 7-изд., два тома,2007. – 2049 с.
7.        Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных - 8-е изд. — М.: «Вильямс», 2006.
8.        Панфилов Александр«Справочник по инструкциям и функциям Firebird SQL»

Комментариев нет:

Отправить комментарий